<Письмо> Минстроя России от 04.10.2022 N 51210-СМ/08
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2022 г. N 51210-СМ/08
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 протокола совещания у директора Департамента строительства Правительства Российской Федерации М.С. Степанова от 6 сентября 2022 г. N 5049-П49 по вопросу о возможности указания в проектной документации характеристик материалов и оборудования без указания конкретных марок в случае, если при строительстве объекта могут быть использованы аналоги, соответствующие установленным характеристикам, направляет информационное письмо для доведения его содержания до заинтересованных участников строительной отрасли.
С.Г.МУЗЫЧЕНКО
Приложение
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ БЕЗ УКАЗАНИЯ
КОНКРЕТНЫХ МАРОК В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТА
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ АНАЛОГИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
УСТАНОВЛЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации также могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
Согласно пункту 22 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение N 87), подраздел "Технологические решения" проектной документации объектов производственного назначения содержит, в том числе:
- характеристику принятой технологической схемы производства в целом и характеристику отдельных параметров технологического процесса, требования к организации производства, данные о трудоемкости изготовления продукции - для объектов производственного назначения;
- обоснование показателей и характеристик принятых технологических процессов и оборудования;
- обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в том числе грузоподъемного оборудования, транспортных средств и механизмов;
- перечень мероприятий по обеспечению выполнения требований, предъявляемых к техническим устройствам, оборудованию, зданиям, строениям и сооружениям на опасных производственных объектах.
Таким образом, Положение N 87 не содержит требований о включении в проектную документацию сведений о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, применяемых изделий и материалов, равно как и запрета на указание данных сведений.
Статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно статьям 758, 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минстроя России от 21 апреля 2022 г. N 307/пр, также содержит требования к основному технологическому оборудованию (указываются только тип и основные характеристики по укрупненной номенклатуре, требования к составу оборудования (основное и комплектующее технологическое и вспомогательное оборудование), требование о выборе оборудования на основании технико-экономических расчетов, технико-экономического сравнения вариантов).
Кроме того, приказом Минстроя России от 10 июня 2020 г. N 313/пр утверждены Методические рекомендации о проектах заданий на проектирование для бюджетных объектов.
Так как предмет экспертизы проектной документации включает, в том числе оценку соответствия проектной документации заданию застройщика или технического заказчика на проектирование (часть 5 статьи 49 Кодекса), у экспертных организаций есть полномочия на предмет проверки использования в проектной документации технологического и инженерного оборудования без указания конкретных марок в случае, если при строительстве объекта могут быть использованы аналоги, соответствующие установленным в задании на проектирование характеристикам.
Также с учетом экономической ситуации, связанной с нарушением логистической цепочки поставки материалов и оборудования, целесообразно не включать в проектную документацию сведения о конкретных товарных знаках и изготовителях применяемого технологического или инженерного оборудования, изделий и материалов, а указывать только их характеристики с возможностью замены на аналоги, соответствующие установленным характеристикам.
При этом в задании на проектирование возможно указание конкретного оборудования, если это необходимо.