<Письмо> Минстроя России от 16.12.2017 N 47268-АЧ/06
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2017 г. N 47268-АЧ/06
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИОРИТЕТНОГО
ПРОЕКТА "ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ"
В связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанными с реализаций мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - Приоритетный проект), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает следующее.
По вопросам, связанным с расходованием средств субсидии на поддержку государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 (далее - Правила N 169), субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации (далее - субсидии), связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий.
Одним из основных условий предоставления субсидий является обязательство субъектов Российской Федерации по утверждению и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, включающих в себя перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, а также иные мероприятия по благоустройству.
Таким образом, средства субсидии могут быть направлены на цели, предусмотренные пунктом 2 Правил N 169, а именно на софинансирование мероприятий по благоустройству, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальные программы.
Перечень мероприятий по благоустройству, которые могут быть включены в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, проекты благоустройства территорий, Правилами N 169 не ограничен.
Вместе с тем, согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, определяется правилами благоустройства территорий муниципальных образований.
При реализации мероприятий по благоустройству, предусмотренных государственной программой субъекта и муниципальными программами, в том числе в соответствии с проектами по благоустройству, перераспределение денежных средств, направляемых на те или иные мероприятия (виды работ (услуг)), а также включение новых, ранее не предусмотренных мероприятий, по мнению Минстроя России, является допустимым при сохранении общего объема финансового обеспечения из федерального бюджета мероприятий соответственно государственной и (или) муниципальных программ и предельного уровня их софинансирования. При этом перераспределение и (или) включение новых мероприятий, в том числе проектов по благоустройству, требует внесения в установленном порядке соответствующих изменений в государственную и (или) муниципальные программы.
Перераспределение или включение новых мероприятий в рамках одного проекта по благоустройству, предусмотренного соответственно государственной и (или) муниципальной программой, допустимо при внесении в него соответствующих изменений и сохранении общих объемов его финансирования из федерального бюджета.
Создаваемые в ходе реализации Приоритетного проекта общественные территории должны, по мнению Минстроя России, максимально широко использоваться региональными и муниципальными властями для проведения культурных мероприятий, городских праздников, театрализованных представлений, а также иных аналогичных мероприятий, способствующих повышению комфортности и удовлетворенности граждан от посещения указанных общественных территорий.
Таким образом, при проведении на указанных общественных территориях каких-либо событийных, в том числе праздничных, мероприятий средства Субсидии могут быть направлены на приобретение оборудования для эстетического, в том числе праздничного, оформления и украшения благоустроенных общественных территорий, если такие мероприятия (работы) предусмотрены в проекте по благоустройству и (или) в государственной программе субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программе.
По вопросу включения в проекты благоустройства, финансируемые с участием средств Субсидии, мероприятий по созданию объектов капитального строительства.
Как указывалось, проведение благоустройства территории направлено на обеспечение и повышении комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
При этом одним из ключевых условий, обеспечивающих комфорт и удовлетворенность граждан от благоустроенных общественных территорий, является набор функций и услуг, которые предоставляются на таких территориях гражданам. В частности, речь может идти об услугах проката спортивного, прогулочного оборудования, услугах кафе, киосков по продаже продуктов быстрого питания, услугах по организации детского отдыха, аттракционов и других аналогичных услугах.
Правила N 169 не устанавливают ограничений на включение в проекты по благоустройству, реализуемые в рамках государственных (муниципальных) программ, мероприятий, связанных с созданием объектов капитального строительства. Более того, по мнению Минстроя России, создание такого рода объектов является целесообразным и будет способствовать улучшению качества общественной территории, повышать ее функциональное разнообразие и удовлетворенность граждан от посещения такой территории.
Таким образом, средства субсидии могут быть направлены на строительство объектов капитального строительства, относящихся к элементам благоустройства, в случае, если их строительство предусмотрено государственной программой субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой, и (или) проектом по благоустройству.
По вопросам, связанным с проведением инвентаризации дворовых, общественных территорий, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 169 муниципальные программы на 2018 - 2022 годы должны содержать, в том числе, адресный перечень всех дворовых, общественных территорий, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нуждающихся в благоустройстве. Физическое состояние указанных объектов и необходимость их благоустройства определяется по результатам инвентаризации. Таким образом, первичная инвентаризация должна быть проведена в ходе формирования государственных (муниципальных) программ.
При этом Минстроем России неоднократно обращалось внимание на необходимость корректного и качественного представления информации в модуле "Формирование комфортной городской среды" государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), особенно в части инвентаризации, результаты которой являются основой для формирования пятилетних государственных (муниципальных) программ.
Вместе с тем, по результатам проведенного Минстроем России анализа информации о проведении инвентаризации, размещенного в ГИС ЖКХ, выявлены многочисленные факты некорректного и недостоверного заполнения сведений по результатам инвентаризации.
В связи с вышеизложенным и в целях обеспечения объективного отражения в государственных (муниципальных) программах перечня объектов, нуждающихся в благоустройстве, в том числе по результатам проведения благоустройства в 2017 году, а также учитывая разный качественный уровень проведения инвентаризации в регионах и муниципалитетах, Минстрой России считает возможным проведение такой инвентаризации повторно, особенно в тех случаях, когда она не была завершена в полном объеме до наступления зимнего периода. Соответствующее решение должно быть принято (в зависимости от уровня реализации полномочий) на региональном или муниципальном уровнях.
При этом в целях обеспечения возможности финансирования расходов на проведение инвентаризации за счет государственных (муниципальных) программ, в том числе с использованием субсидии, соответствующие мероприятия должны быть включены в указанные программы.
А.В.ЧИБИС