Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минстроя России от 09.07.2025 N 39802-ДН/04

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 июля 2025 г. N 39802-ДН/04

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение, направленное Минэнерго России, и в пределах компетенции сообщает следующее.

На основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Минстрой России не обладает правом давать оценку конкретной ситуации и правоотношениям.

Вместе с тем разъясняется следующее.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом (далее - МКД) одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Таким образом, стороной договора управления МКД являются собственники помещений в МКД. Заключение договора управления МКД с нанимателем жилого помещения в МКД законом не предусмотрено.

Частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ установлены случаи, в которых при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из приведенного положения, договор предоставления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, заключается с собственниками помещений. Заключение указанного договора с нанимателем жилого помещения законом не предусмотрено.

Вместе с тем отмечается следующее.

В силу пунктов 1 - 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Таким образом, в случае если помещение государственного или муниципального жилищного фонда передано в наем, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя такого помещения.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, либо управомоченные ими лица несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только в отношении незаселенных жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов.

Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из приведенных положений следует, что договор управления МКД с управляющей организацией заключают собственники помещений, в том числе наймодатель. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, договоры предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией заключают собственники помещений, в том числе наймодатель.

При этом обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по указанным договорам возлагается на нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Таким образом, управляющая организация и ресурсоснабжающие организации, с которыми наймодателем заключены соответствующие договоры, обязаны на основании таких договоров и договоров найма жилых помещений предъявлять к оплате содержание жилого помещения и (или) коммунальные услуги нанимателям соответствующих жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят наймодателю этого жилого помещения исключительно плату за пользование жилым помещением (плату за наем).

Плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги наниматели жилых помещений вносят исполнителям соответствующих услуг.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора

Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

Д.Ю.НИФОНТОВ

Другие документы по теме
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
"Информация по безопасности полетов N 6"
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Ирана>
<В дополнение к Указанию Россельхознадзора от 04.08.2025 N ФС-КС-7/15043>
Ошибка на сайте