Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минстроя России от 03.08.2021 N 32309-ВК/08

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 августа 2021 г. N 32309-ВК/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо о разъяснении применения документов, включенных в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687 (в редакции приказа Росстандарта от 20 апреля 2021 г. N 567), и сообщает.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Таким образом, безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установленных проектных значений на всем жизненном цикле строительства зданий и сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Технического регламента безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований как самого Технического регламента, так и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни, указанные в части 1 (далее - обязательный перечень) и части 7 (далее - добровольный перечень) статьи 6 Технического регламента, или требований специальных технических условий.

Соблюдение в проектной документации положений сводов правил (национальных стандартов), включенных в добровольный перечень, регламентируется заданием на проектирование и (или) обеспечивается в случаях, когда применение таких сводов правил (национальных стандартов) является доказательством соблюдения требований Технического регламента.

В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности согласно части 6 статьи 15 Технического регламента должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих:

1) результаты исследований;

2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Таким образом, Техническим регламентом установлен исчерпывающий перечень способов обеспечения минимально необходимых требований безопасности зданий и сооружений.

В части возможности применения стандартов организаций в качестве доказательной базы Технического регламента сообщаем следующее.

Общие положения, регламентирующие отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, определены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), частью 4 статьи 16.1 которого допускается возможность применения на добровольной основе стандартов организаций для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В тоже время статьей 5.1 Закона N 184-ФЗ определено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются специальным законодательным актом - Технический регламент, который, как видно из изложенного выше, не содержит норм, регламентирующих применение стандартов организаций и наделяющих застройщика (технического заказчика) правом осуществления технического регулирования.

Дополнительно отмечаем, что из предмета регулирования стандартов организаций, указанного в пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", не следует, что такие стандарты могут содержать обязательные требования к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки и эксплуатации.

При этом представляется, что пределы усмотрения части 6 статьи 15 Технического регламента не ограничивают возможность применения стандартов организаций для обоснования проектных решений, при условии, что такие стандарты включают в себя один или несколько способов, указанных в пунктах 1 - 4 части 6 статьи 15 Технического регламента.

Таким образом, в случае отсутствия требований к зданиям и сооружениям, включенных в обязательный перечень, но при наличии требований, включенных в добровольный перечень, неприменение добровольных требований не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. При этом, в случае отклонения от установленных добровольных требований, допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов, в которых проектные значения, характеристики здания или сооружения, а также проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности, обоснованы одним или несколькими способами, предусмотренными частью 6 статьи 15 Технического регламента.

Директор Департамента

градостроительной деятельности

и архитектуры

В.Н.КАЛИНКИН

Другие документы по теме
<О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ, региональной информационной системы>
<О введении временных ограничений на экспорт в Российскую Федерацию продукции предприятия Белоруссии>
Ошибка на сайте