Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минстроя России от 07.05.2024 N 26186-ДН/04

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 мая 2024 г. N 26186-ДН/04

Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу организации производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и в рамках компетенции сообщает следующее.

Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в указанной сфере деятельности.

Согласно статье 41 Федерального закона N 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона N 416-ФЗ производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Следовательно, такие мероприятия закладываются в том числе и в целях обеспечения населения коммунальными услугами надлежащего качества в необходимом объеме.

Пунктом 5 статьи 41 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Федерального закона 416-ФЗ.

Согласно понятийному аппарату Федерального закона 416-ФЗ к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункты 15, 16 статьи 2 Федерального закона 416-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды Федеральным законом N 416-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ, а также пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, установлено, что холодное водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Типовые формы договора холодного водоснабжения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным законодательством требованиям.

В целях контроля качества и безопасности питьевой воды организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, осуществляется производственный контроль качества такой воды, который включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (части 1, 2 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ, подпункт "а" пункта 3 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10) (далее - Правила N 10).

Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими водоснабжение, установлен Правилами N 10.

В соответствии с частью 5, пунктом 2 части 6 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ и пунктом 5, подпунктом "б" пункта 6 Правил N 10 производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Данная программа включает в себя указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов.

При этом перечень мест отбора воды регламентирован пунктом 18 Правил N 10.

В целях определения качества питьевой воды абонентом обеспечивается доступ представителям организации, осуществляющей холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды. Порядок обеспечения такого доступа, наравне с порядком контроля качества воды, является существенным условием договора водоснабжения.

Однако стоит отметить, что требование к наличию в составе внутридомовых систем водоснабжения оборудованных точек отбора проб воды законодательством Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства не установлено.

Учитывая, что в силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 2 и пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, внутридомовые системы водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, для оборудования точек отбора проб воды из таких систем потребуется проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и внесение изменений в техническую документацию.

При этом организация отбора проб воды у конечного потребителя в многоквартирных домах в целях организации производственного контроля качества воды не представляется возможной в силу того, что точки отбора воды находятся в помещениях, принадлежащих отдельным собственникам. Обязанность таких собственников по допуску представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, организации, осуществляющей водоснабжение или иной действующей по ее поручению организации, к точке отбора проб воды действующим законодательством не установлена.

Кроме того, реализация отбора проб воды из внутридомовой системы водоснабжения и в точках водоразбора силами лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, невозможна без соответствующих решений общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, технической модернизации внутридомовой системы водоснабжения за счет дополнительных платежей собственников и обеспечения собственниками помещений допуска в принадлежащие им помещения.

С учетом вышеизложенного, на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, не может быть возложена обязанность по реализации программы производственного контроля качества питьевой воды.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. заместителя директора

Департамента развития

жилищно-коммунального хозяйства

Д.Ю.НИФОНТОВ

Другие документы по теме
"О мерах по недопущению злоупотребления отдельными лицами правом обжалования закупок"
"О направлении практики по вопросам реформирования унитарных предприятий"
<Об организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения>
Ошибка на сайте