<Письмо> Минстроя России от 24.08.2023 N 22995-ОГ/04
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2023 г. N 22995-ОГ/04
Отдел развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в пределах компетенции сообщает следующее.
Статьей 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон о теплоснабжении) предусмотрена процедура вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, а именно устанавливается, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 21 закона о теплоснабжении, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 закона о теплоснабжении, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Следует отметить, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается, согласно части 8 статьи 21 закона о теплоснабжении. Положения вышеуказанной части не применяются к отношениям, связанным с выводом источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с частью 1 статьи 23.12 закона о теплоснабжении. В ценовых зонах теплоснабжения процедура согласования вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей осуществляется в соответствии с статьей 23.12 закона о теплоснабжении.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" признано утратившим силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июля 2023 г. N 1130 "Об утверждении Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и пункта 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86" (далее - постановление N 1130).
Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила), утвержденные постановлением N 1130, вступают в силу с 1 сентября 2024 г. и действуют 31 августа 2030 г. Дата вступления в силу данных Правил обусловлена наличием в нормах Правил обязательных требований. Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Утвержденные постановлением N 1130 Правила регулируют отношения о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, в частности закрепляют сроки, порядок, права и обязанности собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей, осуществляющих временную или окончательную остановку работы указанных объектов, органов местного самоуправления, согласовывающих, приостанавливающих либо отказывающих в согласовании на основании заявок о выводе в ремонт и уведомлений о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, посредством чего проект постановления позволит обеспечить надежное и бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией, защиту их прав и законных интересов.
Таким образом, основные положения порядка вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, в том числе обязанность и процедура согласования, сроки уведомления о планируемом выводе указанных объектов закреплены нормами закона о теплоснабжении, являясь нормами прямого действия, правоприменителям надлежит руководствоваться ими при осуществлении вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей. В свою очередь особенности процедуры вывода, предусмотренные в утвержденных постановлением N 1130 Правилах, возможны к применению правоприменителем при осуществлении процедуры вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела
развития коммунального хозяйства
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
А.Ю.ГУСЕВ