<Письмо> Минстроя России от 25.05.2020 N 19562-ИТ/09
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2020 г. N 19562-ИТ/09
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение, направленное в Минстрой России письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2020 г. N П16-23472, и в рамках компетенции сообщает.
Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - сметная стоимость строительства), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения и информация о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Указанный федеральный реестр сметных нормативов, сметные нормативы, единичные расценки и отдельные составляющие к ним, а также приказы о включении их в федеральный реестр сметных нормативов, размещены на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.minstroyrf.ru в разделе "Деятельность/Градостроительная деятельность и архитектура/Ценообразование".
В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации 22 октября 2019 г. N 9580п-П9, приказами Минстроя России от 26 декабря 2019 г. N 871/пр, N 872/пр, N 873/пр, N 874/пр, N 875/пр и N 876/пр (далее - Приказы N 871/пр - 876/пр), утверждена федеральная сметно-нормативная база (ФСНБ-2020), включающая сметные нормативы, единичные расценки и отдельные составляющие к ним, учитывающие использование новых технологий строительства, технологических и конструктивных решений, а также современных строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также результаты гармонизации государственных, территориальных (ТСН-2001 для города Москвы) и отраслевых сметных нормативов крупных компаний с государственным участием.
Приказы N 871/пр - 876/пр размещены 26 декабря 2019 г. на официальном сайте Минстроя России и вступили в силу 31 марта 2020 года.
Приказом Минстроя России от 8 апреля 2020 г. N 195/пр приказы Минстроя России "Об утверждении сметных нормативов" от 30 декабря 2016 г. N 1038/пр и "Об утверждении федеральных единичных расценок, федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства" от 30 декабря 2016 г. N 1039/пр (далее - Приказы N 1038/пр и 1039/пр), а также дополнения и изменения к Приказам N 1038/пр и 1039/пр, признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 г. или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 г., применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Кодекса, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Кодекса.
Таким образом, до момента наступления условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ, застройщик вправе при составлении сметной документации применять территориальные единичные расценки (далее - ТЕР), утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным до 3 июля 2016 г., включенные в федеральный реестр сметных нормативов, а организация по проведению государственной экспертизы вправе осуществлять изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким ТЕР.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее не превышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20(1) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее - Положение), в случае если после определения сметной стоимости строительства сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметы для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметы с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику (техническому заказчику).
В соответствии с пунктом 27(3) Положения проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления не превышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства.
На основании пункта 45(13) Положения в случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:
а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;
б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.
Письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор
Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В.ТЮТЬМИНА