<Письмо> Минстроя России от 16.05.2019 N 17553-ТБ/02
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2019 г. N 17553-ТБ/02
Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 55.16 и частями 1 и 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее - договор подряда) с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении одновременно следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, сформированного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по таким договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- начальная максимальная цена договора не превышает уровень ответственности, исходя из которого членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
При этом согласно пункту 3 части 1 статьи 55.1 Кодекса под договорами подряда, заключенными с использованием конкурентных способов заключения договоров, понимаются договоры, заключенные с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Согласно частям 5 и 6 статьи 55.8 Кодекса член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации. С учетом положений норм частей 11 и 13 статьи 55.16 Кодекса такая обязанность члена саморегулируемой организации возникает при его намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Член саморегулируемой организации, не уплативший такой дополнительный взнос, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 5 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки информация об установленных заказчиком единых требованиях к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту "г" части 2 статьи 51, пункту 3 части 6 статьи 54.4, части 6 статьи 56, части 7 статьи 56.1, пункту 2 части 5 статьи 66, пункту 3 части 2 статьи 88 Федерального закона N 44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника конкурса, аукциона таким требованиям, должны содержаться в заявке на участие в соответствующей закупке.
Документальным подтверждением членства индивидуального предпринимателя, юридического лица в саморегулируемой организации соответствующего вида является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, форма которой утверждена приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 г. N 86, предусматривающая информацию о наличии, отсутствии или приостановлении права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также об уровнях ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду возмещения вреда и по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Вместе с тем согласно части 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Правового департамента
Т.Н.БАРМИНА