<Письмо> Минстроя России от 29.03.2022 N 12974-ОЛ/04
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2022 г. N 12974-ОЛ/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах установленной компетенции сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Требования к содержанию платежного документа установлены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Подпункты "в", "г" и "з" Правил N 354 содержат требования по указанию в платежном документе: оплачиваемого месяца, наименования и объема каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг за расчетный период и сведений о размере задолженности потребителя за предыдущие расчетные периоды. В соответствии с подпунктом "к(1)" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014.
Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр утверждена примерная форма единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Данная форма соответствует требованиям пункта 69 Правил N 354 и может быть использована как исполнителями коммунальных услуг, так и лицами, привлеченными исполнителями коммунальных услуг на основании подпункта "е" пункта 32 Правил N 354 для начисления платы за коммунальные услуги и доставки платежных документов потребителям.
Каждый элемент платежного документа призван проинформировать потребителя о произведенных начислениях и упростить оплату документа.
По общему правилу, установленному положениями части 1 статьи 153 и статьи 155 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Одновременно потребители вправе по своему выбору на основании подпунктов "в" и "г" пункта 65 Правил N 354 вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы, а также осуществлять предварительную оплату в счет будущих расчетных периодов.
Для обеспечения данного права потребителя направляемый потребителю платежный документ должен обеспечивать возможность раздельной оплаты каждой коммунальной услуги в любой сумме. Вместе с тем, нормативно не предусмотрено, каким образом может обеспечиваться раздельная оплата по услугам, в том числе не запрещено разделять оплату любыми иными техническими средствами, помимо штриховых кодов.
Как следует из ГОСТ Р 56042-2014, использование на платежном документе символов штрихового кода, как технологии автоматической идентификации и сбора данных, позволяет осуществить автоматизированный ввод реквизитов платежа и этим снизить трудоемкость проведения операции приема платежа, уменьшить количество ошибок, допускаемых клиентами и сотрудниками организаций, принимающих платежи, и сократить время оформления платежа.
Для задания единых правил использования двумерных символов штрихового кода при осуществлении платежей физическими лицами данный Национальный стандарт финансовых операций Российской Федерации устанавливает требования к содержанию и формату данных, закодированных в двумерном символе штрихового кода, а также перечень двумерных символик штрихового кода для нанесения на платежные документы. Правила задаются как для поставщиков услуг, в адрес которых будут осуществляться платежи, так и для организаций, принимающих платежи физических лиц. Указанные лица вправе самостоятельно выбрать любую используемую для кодирования платежной информации в рамках ГОСТ Р 56042-2014 матричную символику штрихового кода: QR Code, Aztec Code, Data Matrix.
Таким образом, использование на платежном документе символов штрихового кода призвано исключительно ускорить и упростить операцию приема платежа за коммунальные услуги. Нормативно не установлено, что штриховой код служит каким-либо иным целям, в том числе целям разделения платежа в отношении разных поставщиков коммунальных ресурсов.
Разделение оплаты коммунальных услуг возможно - как с помощью нескольких штриховых, так и с помощью одного кода с закодированной в нем информацией по каждой услуге, а также иным технически возможным способом.
Указанные разъяснения касаются платежных документов, выставляемых любым лицом из числа лиц, имеющих право на их выставление.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
О.А.ЛЕЩЕНКО