<Письмо> Минспорта России, Минпросвещения России от 10.09.2019 N ИСХ-ПВ-10/9327
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2019 г. N ИСХ-ПВ-10/9327
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Министерство спорта Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации с целью оказания методической помощи образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение, реализующим дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта направляют разъяснения по внедрению приказа Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (зарегистрирован в Минюсте России от 4 февраля 2018 г. N 53679).
Директор Департамента
государственной политики
в сфере воспитания,
дополнительного образования
и детского отдыха
Министерства просвещения
Российской Федерации
И.А.МИХЕЕВ
Директор Департамента
спорта высших достижений
Министерства спорта
Российской Федерации
А.А.МОРОЗОВ
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА СПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 НОЯБРЯ 2018 Г. N 939
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ, СТРУКТУРЕ, УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И К СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ
ПО ЭТИМ ПРОГРАММАМ" (ДАЛЕЕ - ПРИКАЗ МИНСПОРТА РОССИИ N 939)
Приказ Минспорта России N 939 был разработан и утвержден, по согласованию с Минпросвещения России, во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р и в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Приказом Минспорта России N 939 установлены базовый и углубленный уровни сложности дополнительной предпрофессиональной программы в области физической культуры и спорта.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта базового и (или) углубленного уровней сложности определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией или организацией, осуществляющей обучение (далее - Организации), в соответствии с Приказом Минспорта России N 939.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (далее - образовательные программы) могут реализовываться, в том числе, с использованием сетевой формы, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Переход на реализацию образовательных программ в соответствии с Приказом Минспорта России N 939 рекомендуется осуществить с 1 сентября 2019 г., при этом Организации вправе установить переходный период по 31 декабря 2019 г., в течение которого руководствоваться следующими положениями:
1. Руководителям Организаций рекомендуется разработать и утвердить план мероприятий по переходу на реализацию образовательных программ в соответствии с Приказом Минспорта России N 939.
2. С целью сохранения уже имеющегося контингента рекомендуется осуществлять перевод обучающихся на уровни сложности образовательной программы с учетом следующего:
проанализировать результаты промежуточной аттестации обучающихся за предыдущий учебный год, в соответствии с пунктом 34.5 Приказа Минспорта России от 12 сентября 2013 г. N 730, и учесть эти результаты, с учетом интересов и потребностей обучающихся, при их переводе на уровни сложности образовательной программы;
перевести обучающихся этапа начальной подготовки и тренировочного этапа (периода базовой подготовки) на базовый уровень сложности образовательной программы в соответствии с возрастом и годом обучения (или на общеразвивающую программу);
перевести обучающихся тренировочного этапа (периода спортивной специализации) и этапа совершенствования спортивного мастерства, имеющих спортивные результаты, разряды и звания, на спортивную подготовку в данной Организации (в рамках структурного подразделения) или в иные организации, осуществляющие спортивную подготовку, а остальных обучающихся на углубленный уровень сложности образовательной программы.
3. С целью повышения эффективности реализации образовательных программ, поддержки детей, проявивших особые способности в спорте и в интересах обучающихся рассмотреть, по согласованию с учредителем, возможность создания в Организации структурного подразделения по спортивной подготовке и получения государственного (муниципального) задания на услуги по спортивной подготовке.
4. Для ведения деятельности по реализации программ спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки, в рамках структурного подразделения, Организации необходимо:
указать в уставе Организации деятельность по реализации программ спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки, в рамках структурного подразделения в качестве одного из основных видов деятельности;
создать в Организации структурное подразделение по спортивной подготовке;
утвердить план финансово-хозяйственной деятельности Организации на реализацию программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по разделу 1100 кода бюджетной классификации;
разработать программы спортивной подготовки по видам спорта, реализуемым в Организации, в соответствии с требованиями Федеральных стандартов спортивной подготовки, принятых в Российской Федерации;
внести в государственное (муниципальное) задание Организации услуги по спортивной подготовке из общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;
осуществить процедуру зачисления лиц, прошедших отбор в структурное подразделение по спортивной подготовке.
5. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Реализация образовательных программ может осуществляться, в том числе, в рамках деятельности, приносящей доход.
6. Количество поступающих на бюджетной основе для обучения по образовательным программам определяется учредителем Организации в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг.
7. Наполняемость групп устанавливается Организацией самостоятельно с учетом специфики образовательной программы, вида спорта, года обучения, а также с учетом представленных рекомендаций:
базовый уровень сложности образовательной программы - не менее 15;
углубленный уровень сложности образовательной программы - не менее 10;
для обучающихся 3 - 4 годов углубленного уровня сложности образовательной программы, ориентированных на поступление в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в области образования и педагогики в сфере физической культуры и спорта, а также ориентированных на присвоение квалификационной категории спортивного судьи - не менее 5;
по адаптивным программам - до 15 человек.
8. Перевод обучающихся по годам обучения и уровням сложности образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации.
Сроки обучения по образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития.
9. Организации при реализации образовательной программы планируют и организуют своевременный переход обучающихся для дальнейшего прохождения спортивной подготовки в данной Организации или иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Переход обучающихся на программы спортивной подготовки, в том числе в иные организации, осуществляющие спортивную подготовку, может осуществляться до завершения прохождения ими соответствующей образовательной программы, на которую они были зачислены в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом Организации.
Досрочный переход обучающихся на программы спортивной подготовки, в том числе в иные организации, осуществляющие спортивную подготовку, не является основанием для признания невыполнения показателей оценки качества образовательной деятельности Организации, снижения уровня финансирования по государственному (муниципальному) заданию, а также изменения учебной нагрузки тренеру-преподавателю до окончания учебного года.
При появлении вакантных мест учредитель может предоставить Организации право проводить дополнительный прием поступающих в середине учебного года.
10. Обучающиеся, не прошедшие отбор на спортивную подготовку, продолжают обучение по образовательной программе базового и (или) углубленного уровня сложности с целью дальнейшего физического развития и совершенствования, укрепления здоровья, приобретения начальных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, а также с целью профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта.
11. Эффективность деятельности Организации по реализации образовательной программы рекомендуется определять по следующим параметрам:
освоение образовательной программы в необходимом объеме в соответствии приложением N 3 к Приказу Минспорта России N 939;
успешное прохождение промежуточной (по итогам каждого года обучения) и итоговой аттестации обучающихся (по итогам завершения освоения образовательной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом) не менее 75% обучающимися;
переход лиц, прошедших отбор, на спортивную подготовку;
общая сохранность контингента, зачисленного на образовательные программы, не менее 75%, из расчета ежегодно или суммарно за период не более четырех лет.
12. Организация на плановой основе обеспечивает участие обучающихся по образовательной программе базового и (или) углубленного уровня в физкультурных и спортивных мероприятиях, организаторами которых являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления.
Организация на плановой основе обеспечивает участие занимающихся, проходящих спортивную подготовку в структурном подразделении по спортивной подготовке, в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в субъектах Российской Федерации), а также организует работу по присвоению спортивных званий и спортивных разрядов выше указанным занимающимся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
13. С целью недопущения снижения уровня заработной платы тренеров-преподавателей рекомендуется сохранить имеющийся фонд оплаты труда и предусмотреть стимулирующие выплаты за освоение образовательной программы в необходимом объеме, успешное прохождение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, сохранность контингента (с учетом персонифицированного подхода), формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, работу по выявлению одаренных детей, передачу на спортивную подготовку, успешную профориентационную работу и поступление обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в области образования и педагогики в сфере физической культуры и спорта, а также ориентированных на присвоение квалификационной категории спортивного судьи.
14. Организациям при реализации образовательных программ, по вопросу включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ), рекомендовано руководствоваться совместным письмом Министерства спорта Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. N СК-ПВ-10/7666 и Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. N МР-070/06.