<Письмо> Минспорта России от 17.01.2022
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 января 2022 года
В соответствии с пунктом 1 раздела IV Плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", утвержденного приказом Минспорта России от 22.12.2021 N 1023, письмом Минспорта России от 24.01.2022 N ИСХ-02-5-09/1134 Минпросвещения России направлены для учета в работе Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в части применения положений Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Письмо подписал директор Департамента спорта высших достижений Минспорта России А.С. Дроздов.
Утверждаю
Министр спорта Российской Федерации
О.В.МАТЫЦИН
17 января 2022 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧАСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 30 АПРЕЛЯ
2021 Г. N 127-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в части применения положений Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <1> (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 1 раздела 4 плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), утвержденного приказом Минспорта России от 22.12.2021 N 1023 (далее - приказ N 1023), разработанного в соответствии с пункта 2 Перечня Поручений Президента Российской Федерации от 07.10.2021 N Пр-1919.
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. - 2021. - N 32, 33. - Ред.
Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области физической культуры и спорта, в том числе в целях организации межведомственного и межуровневого взаимодействия, и предназначены для работников вышеуказанных органов и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Необходимо отметить, что в настоящее время ведется работа по разработке подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона, в рамках плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко 03.06.2021 N 5438п-44 (далее - план-график). Планом-графиком предусмотрена разработка 38 подзаконных нормативных правовых актов, утверждение которых планируется на протяжении 2022 года.
Представление разъяснений по отдельным вопросам, возникающим в ходе реализации Федерального закона, в том числе по вопросам правоприменения подзаконных нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена планом-графиком, является одним из информационно-разъяснительных мероприятий предусмотренным планом мероприятий, утвержденным приказом N 1023.
На сегодняшнем этапе реализации Федерального закона рекомендуется осуществление следующих действий со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
1. Осуществление мероприятий, направленных на приведение законодательства субъектов РФ и уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством в течение 2022 года.
Так, в соответствии с Федеральным законом из полномочий субъектов РФ в области физической культуры и спорта исключено:
- осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными субъектами РФ и осуществляющими спортивную подготовку, а также организациями, находящимися на территориях субъектов РФ, созданными без участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
- утверждение порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами РФ или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку.
Уточнено следующее полномочие субъекта РФ: участие в подготовке программ развития видов спорта в Российской Федерации в части включения в них мероприятий по развитию детско-юношеского спорта (включая школьный спорт), массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Уточнены следующие полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта:
- развитие массового спорта, детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) на территориях муниципальных образований;
- участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципальных образований, субъектов РФ.
Также необходимо учитывать изменение терминологии, используемой в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона) <1> (далее - Закон N 329), а именно исключение понятий "программа спортивной подготовки" и "организация, осуществляющая спортивную подготовку".
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. - 2008. - N 7 - 9. - Ред.
2. Проведение комплексного анализа подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения в области физической культуры и спорта и в сфере образования, в целях определения тех нормативных правовых актов, которые необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством, а также в соответствие с уточненными положениями законодательства субъектов РФ и уставов муниципальных образований в течение I полугодия 2022 года.
3. В целях обеспечения эффективного и межуровневого взаимодействия органами исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется организовать работу по реализации положений Федерального закона, в том числе в рамках деятельности рабочих групп с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, образования, а также бюджетной политики в течение 2022 года.
Кроме того, на федеральном уровне в соответствии с приказом Минспорта России от 09.11.2021 N 873 "О межведомственной рабочей группе по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", создана межведомственная рабочая группа по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, в состав которой вошли представители законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.
4. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется организовать проведение внутренней проверки соответствия подведомственных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 <1>, до III квартала 2022 г.
--------------------------------
<1> См. Официальные документы в образовании. - 2020. - N 32. - С. 28 - 54. - Ред.
Необходимо отметить, что на Всероссийском совещании - заседании межведомственной рабочей группы по разработке нормативных правовых актов в рамках реализации Федерального закона, состоявшемся 22 декабря 2021 г., субъектам РФ было рекомендовано для координации деятельности по лицензированию организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, создать рабочие группы в составе представителей лицензирующего органа субъекта РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта и территориального органа Роспотребнадзора. Рабочие группы рекомендуется образовать в течение I квартала 2022 г.
5. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется организовать проведение разъяснительной работы по переходу на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в отношении подведомственных организаций не ранее II квартала 2022 г., в том числе с учетом нижеизложенного.
В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2023 г. спортивная подготовка, как учебно-тренировочный процесс, может быть осуществлена в рамках образовательной или трудовой деятельности.
В рамках образовательной деятельности спортивная подготовка может быть осуществлена:
1) при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, которые определяют содержание спортивно-оздоровительного этапа.
Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта должны реализовываться в организациях дополнительного образования (в том числе в организациях дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа").
Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта могут быть реализованы в следующих образовательных организациях, для которых осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам не является основной целью ее деятельности:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации.
2) при реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона N 329 содержание всех этапов спортивной подготовки кроме спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, разрабатываемыми организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
В соответствии с частью 4 статьи 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона) (далее - Закон N 273) содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
Таким образом, реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки возможна только в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 12 Закона N 273 в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы. К дополнительным общеобразовательным программам относятся:
1) дополнительные общеразвивающие программы;
2) дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств;
3) дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
Часть 3 статьи 23 Закона N 273 определяет, какие типы образовательных организаций в Российской Федерации реализуют дополнительные образовательные программы, в частности организация дополнительного образования образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Также в части 5 статьи 23 Закона N 273 определено, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона N 273 под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Таким образом, можно выделить некоторые требования, предъявляемые Федеральным законом к образовательным организациям, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности:
1) некоммерческая организация;
2) осуществление образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности;
3) основная цель деятельности - осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
4) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
5) указание в наименовании на тип образовательной организации и ее организационно-правовую форму.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Закона N 273 и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2023 года.
Таким образом, при переходе на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки должны учитываться положения Закона N 273, в том числе определяющие требования, касающиеся образовательной деятельности образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности:
1. Статья 25 Закона N 273 определяет требования к уставу образовательной организации, так, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
2. Статья 26 Закона N 273 определяет структуру органов управления образовательной организации.
В образовательной организации должны быть созданы следующие органы управления:
1) единоличный исполнительный орган образовательной организации, являющийся руководителем образовательной организации (директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации;
2) коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные Законом N 273 и уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция вышеуказанных органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
3. Организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Закона N 273 самостоятельны в формировании своей структуры и могут предусмотреть в своих локальных нормативных актах структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся.
Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
4. В соответствии со статьей 30 Закона N 273 образовательная организация, в том числе образовательная организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, принимает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в том числе регламентирующие:
1) правила приема обучающихся;
2) режим занятий обучающихся;
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
5) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.