<Письмо> Минсельхоза России от 22.02.2022 N УМ-25-27/3047
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 2022 г. N УМ-25-27/3047
Минсельхоз России направляет разъяснения положений Ветеринарных правил назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов, предназначенных для переработки или для реализации на розничных рынках, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28.06.2021 N 421.
М.И.УВАЙДОВ
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ВЕТЕРИНАРНЫМИ
ПРАВИЛАМИ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ИЛИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ,
УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРИКАЗОМ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ ОТ 28 ИЮНЯ
2021 Г. N 421 (ДАЛЕЕ - ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА)
1) В отношении места проведения ветеринарно-саниторной экспертизы.
Место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы (далее - ВСЭ) сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (далее - молоко) Ветеринарными правилами не установлено.
ВСЭ молока может проводиться как в месте получения молока, так и при его приемке на молокоперерабатывающем предприятии.
Ветеринарные правила не содержат ограничений на перемещение молока с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия в сопровождении ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), оформленных на основании справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - Госветслужба) на срок не более 1 месяца (абзацем восьмым пункта 7 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589, предусмотрено оформление ВСД при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия на основании справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Госветслужбы на срок не более 1 месяца).
Исходя из логистических особенностей сбора молока из хозяйств населения, проведение ВСЭ молока на молокоперерабатывающем предприятии не является обязательным, но представляется оптимальным.
2) В отношении момента выпуска молока в обращение.
В соответствии со статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (далее - технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Евразийского экономического союза, начиная с изготовителя или импортера.
В связи с этим момент выпуска в обращение реализуемых молока и молочных продуктов, в том числе объединенных партий молока, определяется моментом их передачи от продавца (изготовителя или импортера) покупателю.
В российском законодательстве вопросы купли-продажи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая, глава 30). Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанности продавца по передаче товара, сроки исполнения обязанности передать товар и определение момента исполнения обязанности продавца передать товар являются предметом договора купли-продажи.
При этом если договор купли-продажи не содержит специальных условий, регламентирующих указанные вопросы, момент исполнения продавцом обязанности передать вещь регламентируется статьей 458 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3) Могут ли молоко и молочные продукты непромышленного изготовления поступать для дальнейшей реализации на розничные рынки?
Пунктом 2 Ветеринарных правил установлено, что ВСЭ подлежат молоко и молочные продукты непромышленного изготовления, реализуемые на розничных рынках. Такие молочные продукты подлежат ВСЭ в лаборатории на рынке перед реализацией на этом рынке.
4) По вопросу отбора проб и проведения ВСЭ сырого молока и молочных продуктов непромышленного изготовления для реализации на розничных рынках.
Для проведения ВСЭ молока и молочных продуктов непромышленного изготовления на розничных рынках пробы отбираются непосредственно при обращении владельца продукции к специалистам Госветслужбы лаборатории на рынке, на котором планируется реализовать продукцию.
5) В отношения проведения ВСЭ молока специалистами Госветслужбы, работающими не в ветеринарных лабораториях.
Пунктом 7 Ветеринарных правил определено, что ВСЭ назначается и проводится специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Госветслужбы.
В соответствии с пунктом 5 Ветеринарных правил проведение ВСЭ организуется органами, входящими в систему Госветслужбы.
Пунктами 11 и 13 Ветеринарных правил определены лабораторные исследования, которые должны проводиться в лаборатории (испытательном центре).
Место проведения иных исследований в рамках ВСЭ молока и молочных продуктов Ветеринарными правилами не установлено. В связи с этим орган, организующий проведение ВСЭ, вправе самостоятельно определить места проведения исследований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 16 и подпунктами "а", "б" и "в" пункта 17 Ветеринарных Правил.
6) По вопросу оформления ВСД на сырое молоко (при наличии справки о безопасности сырого молока) до места проведения ВСЭ уполномоченными лицами организаций, являющихся производителями молока и (или) участниками оборота.
В соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" оформление ветеринарных сопроводительных документов на сырое молоко, в том числе до места проведения ВСЭ, возможно только специалистами Госветслужбы, так как сырое молоко не включено в перечни товаров, утвержденные приказами Минсельхоза России 18 декабря 2015 г. N 646 "Об утверждении Перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы", от 15 апреля 2019 г. N 194 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации".
7) В отношении формы и формата "Решения о назначении ВСЭ"
Форма решения о назначении ВСЭ законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Оформление указанного решения может осуществляться посредством внесения записи в журнал ВСЭ либо в иной форме, определенной органом, организующим проведение ВСЭ, на бумажном или электронном носителе.
8) По вопросу возможности расценивать заявку на оформление ВСД в ФГИС "Меркурий", как непосредственное обращение к специалистам Госветслужбы в целях проведения ВСЭ.
Оформление ВСД и проведение ВСЭ являются разными процедурами. Порядки реализации этих процедур различны. По этой причине представляется необоснованным отождествлять эти процедуры.
9) По вопросу ведения специалистом Госветслужбы журнала ВСЭ молока и молочных продуктов.
Согласно пункту 18 Ветеринарных правил, результаты ВСЭ вносятся в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии (далее - ФГИС ВетИС).
Пунктом 19 Ветеринарных правил установлен перечень информации, которая должна быть внесена в журнал ВСЭ. Ветеринарными правилами не установлена необходимость ведения указанного журнала на бумажном носителе.
10) В отношении способа "непосредственного обращения" собственника молока для принятия Госветслужбой решения о назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы.
Такое обращение может осуществляться любым доступным способом.
11) В отношении формы содействия владельца молока и молочных продуктов специалистами Госветслужбы в процессе отбора проб.
При определении формы содействия владельца молока и молочной продукции при отборе проб необходимо учитывать особенности ведения хозяйственной деятельности владельцем. При этом содействие - это помощь, участие в отборе проб.
12) В отношении срока проведения ВСЭ молока и молочных продуктов.
Ветеринарными правилами установлен срок проведения исследований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 16 и подпунктами "а", "б" и "в" пункта 17, который составляет не более трех часов с момента отбора проб.
ВСЭ молока должна осуществляться Госветслужбой без промедления после отбора проб с учетом определенного Ветеринарными правилами срока.
13) В отношении времени суток проведения ВСЭ молока.
Ветеринарно-санитарная экспертиза должна быть проведена в любое время при соблюдении установленного срока - не более трех часов с момента отбора проб.
14) В отношении формы представления владельцем информации об использовании лекарственных препаратов для ветеринарного применения (далее - лекарственных препараты) и соблюдении сроков их выведения из организма животных в соответствии с инструкциями по их применению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" в случае применения лекарственных препаратов животным должны быть соблюдены сроки выведения таких препаратов из организма животных, установленные инструкциями по применению лекарственных препаратов.
При проведении ВСЭ владельцем животного должна быть предоставлена информация о применении лекарственных препаратов и соблюдении сроков их выведения из организма животного. Форма предоставления указанной информации законодательством Российской Федерации не установлена. Указанная информация может предоставляться владельцем животного в любой форме.
В частности, данные о применении продуктивным животным лекарственных препаратов могут быть внесены в графу "Особые отметки" в компоненте "Меркурий" ФГИС ВетИС.
15) По вопросу обеспечения контроля антибиотиков в молоке.
Контроль остатков антибиотиков, нормируемых технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013) (далее - технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (4 антибиотика: левомицетин (хлорамфеникол), тетрациклиновая группа, пенициллин, стрептомицин), в молоке сыром, предназначенном для поставки на молокоперерабатывающее предприятие, осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в 10 дней.
Контроль содержания антибиотиков в молоке с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев, предусмотренный подпунктом "в" пункта 16 и подпунктом "г" пункта 17 Ветеринарных правил, проводится в отношении лекарственных препаратов, информация о применении и соблюдении сроков выведения которых представляется владельцем животных.
16) В отношении исследований, проводимых в рамках ВСЭ молока для проведения в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы при рынках или других местах, определенных Госветслужбой, и в лабораториях (испытательных центрах).
Исследования, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "в" пункта 17 Ветеринарных правил, проводятся в лабораториях ВСЭ рынка.
Исследования, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 16 Ветеринарных правил, проводятся в местах, определенных органом, организующим ВСЭ.
Исследования, предусмотренные подпунктом "в" пункта 16 подпунктом "г" пункта 17 Ветеринарных правил, проводятся в лабораториях Госветслужбы или в иных аккредитованных в национальной системе аккредитации лабораториях по выбору владельца продукции.
17) По вопросу использования при проведении ВСЭ молока ультразвуковых анализаторов качества молока (Клевер, Лактан, Экомилк) и pH-метров.
Для проведения ВСЭ допускается использование ультразвуковых анализаторов качества молока (Клевер, Лактан, Экомилк) и pH-метров, не указанных в стандартах. Национальными (межгосударственными) стандартами, включенными в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. N 80 (далее - Перечень стандартов), допускается применение средств измерений с метрологическими характеристиками и оборудования с техническими характеристиками не хуже заявленных стандартами, а также реактивов по качеству не ниже заявленных стандартами.
18) В отношении применения ГОСТ по определению органолептических показателей молока, включенного в Перечень стандартов.
Метод органолептической оценки молока, установленный ГОСТ 28283-2015 "Межгосударственный стандарт. Молоко коровье. Метод органолептической оценки запаха и вкуса", включенным в Перечень стандартов, применяется при возникновении разногласий в оценке качества.
В иных случаях указанный метод не применяется.
19) В отношении расхождения результатов ВСЭ и входного контроля сырья на молокоперерабатывающее предприятие.
Перечнем стандартов, содержащим правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", предусмотрены методы, которые применяются при возникновении разногласий.
Результаты, полученные с использованием таких методов, являются окончательными.
20) В отношении исследования сырого молока и молочных продуктов на наличие БГКП.
Проведение лабораторных исследований по показателю БГКП в отношении сырого молока ТР ТС 033/2013 не предусмотрено.
Проведение лабораторных исследований по показателю БГКП предусмотрено ТР ТС 033/2013 только в отношении молочных продуктов.
21) В отношении параметра показателя "массовая доля СОМО (%)".
Пунктом 15 технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" установлено, что массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее 8,2 процента.
22) В отношении применения метода кольцевой реакции в соответствии с ГОСТ 34105-2017 "Межгосударственный стандарт. Животные. Лабораторная диагностика бруцеллеза. Серологические методы", который отсутствует в Перечне стандартов.
Пунктом 17 Ветеринарных правил предусмотрено плановое серологическое исследование молока коров и буйволиц на бруцеллез методом кольцевой реакции в соответствии с ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза, утверждаемыми в соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии". Соответствующий метод исследования предусмотрен также Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов бруцеллеза (включая инфекционный эпидидимит баранов), утвержденными приказом Минсельхоза России от 8 сентября 2020 г. N 533.
Согласно статье 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. на установление и применение ветеринарно-санитарных мер не распространяются правила, установленные в сфере технического регулирования.
Проведение диагностических лабораторных исследований является ветеринарно-санитарной мерой.
Метод кольцевой реакции определен ГОСТ 34105-2017 "Межгосударственный стандарт. Животные. Лабораторная диагностика бруцеллеза. Серологические методы".
В связи с этим указанный стандарт может применяться для целей Ветеринарных правил.
23) В отношении порядка проведения серологического исследования молока методом кольцевой реакции сборного сырого молока.
Порядок проведения исследования молока методом кольцевой реакции установлен ГОСТ 34105-2017 "Межгосударственный стандарт. Животные. Лабораторная диагностика бруцеллеза. Серологические методы".
Пунктом 6.2 указанного стандарта определено, что пробы молока на рынках берут из каждой отдельной посуды (бидон, фляга и проч.) после тщательного его перемешивания.
24) По вопросу не проведения ВСЭ молока и молочных продуктов непромышленного изготовления для реализации на розничных рынках при наличии декларации об их соответствии.
Согласно положениям ТР ТС 033/2013 оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции осуществляется в следующих формах:
а) декларирование соответствия;
б) государственная регистрация продуктов детского питания;
в) государственная регистрация молочной продукции нового вида;
г) ветеринарно-санитарная экспертиза сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, поставляемых на предприятие для дальнейшей переработки.
В соответствии с ТР ТС 021/2011 ветеринарно-санитарная экспертиза является формой оценки соответствия непереработанной пищевой продукции животного происхождения и переработанной пищевой продукции непромышленного изготовления.
Таким образом, для продукции, подлежащей ВСЭ, принятие декларации о соответствии не предусмотрено.
Сырое молоко и молочные продукты непромышленного изготовления перед выпуском в обращение подлежат ВСЭ.
25) По вопросу обязательной регистрации во ФГИС ВетИС аккредитованной лаборатории, осуществляющей исследования в целях проведения ВСЭ.
Согласно пункту 8.2 Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденного приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 г. N 318, представление в ФГИС ВетИС информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляют зарегистрированные в ФГИС ВетИС пользователи, являющиеся должностными лицами лаборатории, в которой проводились лабораторные исследования подконтрольных товаров.
26) По вопросу наличия административных регламентов по предоставлению услуги по проведению ВСЭ молока.
Административные регламенты принимаются органами, предоставляющими услуги, в частности органами Госветслужбы, осуществляющими ВСЭ.
При этом положения административных регламентов, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.