Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минсельхоза России от 14.02.2018 N 15/130

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 февраля 2018 г. N 15/130

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России (далее - Департамент) рассмотрел обращения Росимущества по вопросу применения пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона об обороте устанавливает возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

При этом абзацем вторым пункта 8 статьи 10 Закона об обороте предусмотрено, что в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения уполномоченным органом извещения о предоставлении земельного участка осуществляется подача заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

С учетом того, что в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут быть представлены крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, полагаем, что в рассматриваемом случае заявления об участии в аукционе могут быть поданы только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными организациями, участвующими в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Вместе с тем, по мнению Департамента, в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило заявление от крестьянского (фермерского) хозяйства или сельскохозяйственной организации, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов по основанию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте, при отсутствии заявлений от иных заинтересованных в данном земельном участке лиц порядок, установленный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяется.

Следует отметить, что пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте не ограничивается перечень государственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства, участие в которых для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций является условием для предоставления земельного участка без проведения торгов.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма).

Согласно статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей также может осуществляться в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 (далее - Приказ N 1).

Учитывая, что пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте введено новое основание предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов полагаем, что соответствующее изменения также должны быть внесены в Приказ N 1.

При этом полагаем, что документами, подтверждающими участие крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственной организации в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, являются решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки.

И.о. директора Департамента

земельной политики, имущественных

отношений и госсобственности

Р.В.ШУРАНОВ

Другие документы по теме
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 02.04.2012 N 14-42/15528"
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 30.05.2013 N 14-42/22785"
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 04.08.2020 N 14-40/42295"
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 27.10.2010 N 14-42/52087"
Ошибка на сайте