<Письмо> Минпросвещения России от 28.08.2025 N ВЖ-1622/07
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 2025 г. N ВЖ-1622/07
О НАПРАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
В дополнение к ранее направленному письму от 30 мая 2025 г. N АБ-2032/07 Минпросвещения России направляет дополнительные разъяснения по вопросу определения приоритетного использования документов, устанавливающих квалификационные требования к тьюторам в образовательных организациях, которыми должны руководствоваться работодатели, разработанные совместно с Минтрудом России.
С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" в целях обеспечения качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в части организации тьюторского сопровождения, а также расширения круга потенциальных кандидатов на должность тьютора работодателям при приеме на работу тьюторов в образовательные организации целесообразно руководствоваться профессиональным стандартом "Специалист в области воспитания" (утвержден приказом Минтруда России от 30 января 2023 г. N 53н) в качестве приоритетного документа, устанавливающего квалификационные требования к тьюторам в образовательных организациях.
Так, указанный профессиональный стандарт предъявляет следующие требования к образованию тьютора: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Во исполнение норм законодательства Российской Федерации в сфере образования, в целях кадрового обеспечения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе обеспечения выполнения рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в части проведения коррекционно-развивающих занятий, дополнительно разъясняем следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам, а также по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) основного общего образования и (или) среднего общего образования, предусмотренным образовательными программами среднего профессионального образования.
Также лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по иным специальностям и направлениям подготовки и успешно прошедшие не менее чем за три года обучения промежуточную аттестацию, в том числе по учебным предметам, дисциплинам (модулям) в области педагогической деятельности, допускаются к занятию педагогической деятельностью по соответствующим специальности или направлению подготовки высшего образования обучающегося учебным предметам начального общего, основного общего и среднего общего образования, учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) основного общего образования и (или) среднего общего образования, предусмотренным образовательными программами среднего профессионального образования.
Соответствие образовательной программы высшего образования учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) основного общего, среднего общего образования, а также учебным предметам начального общего образования определяется работодателем.
В соответствии с частью 3.1. статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования.
Таким образом, работодателям целесообразно предусмотреть возможность допуска указанных в частях 3, 3.1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ студентов к проведению коррекционно-развивающей работы в рамках реализации адаптированных образовательных программ.
Просим довести до сведения всех заинтересованных лиц.
В.Б.ЖЕЛОНКИН