<Письмо> Минпросвещения России от 31.10.2022 N ТВ-2419/03
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2022 г. N ТВ-2419/03
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Минпросвещения России в связи с поступающими обращениями по вопросу организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, имеющих преимущественные права в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", направляет для учета в работе соответствующую информацию, подготовленную с учетом позиции Минобороны России (Н.А. Панков, письмо от 31 октября 2022 г. N 171/2623 нс).
Просим довести данную информацию до сведения руководителей органов местного самоуправления в сфере образования, а также родителей (законных представителей) детей, желающих поставить их на учет для получения места в организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, и родителей (законных представителей) детей, которые уже стоят на учете в региональных информационных системах, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Т.В.ВАСИЛЬЕВА
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИИ УЧЕТА ДЕТЕЙ ГРАЖДАН,
ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОБУЧЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Минпросвещения России письмом от 30 мая 2019 г. N ТС-1334/03 для учета в работе направляло в субъекты Российской Федерации информацию по вопросу организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (далее - Письмо).
В Письме также были даны разъяснения регламентации учета детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее - ДОО), в том числе о том, что права для отдельных категорий граждан на внеочередное (первоочередное) обеспечение их детей местами в ДОО предусмотрены на уровне федерального законодательства и должны учитываться на уровне регионального законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, определяемом Федеральным законом N 53-ФЗ, то есть проходить военную службу по контракту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ в период мобилизации граждане Российской Федерации исполняют воинскую обязанность, которая предусматривает призыв на военную службу по мобилизации и прохождение военной службы в этот период.
Правовыми нормами пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ определено, что граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).
Так, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 76-ФЗ, к военнослужащим относятся в том числе офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.
При этом следует учитывать, что объемы социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву, различны.
В целях социальной защиты граждан, призванных на военную службу по мобилизации, пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ N 647) на них распространен статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При этом граждане Российской Федерации, призванные на военную службу в соответствии с Указом N 647, считаются проходящими военную службу по мобилизации, и контракты не заключают.
Таким образом, установление для указанных граждан тех или иных социальных гарантий и компенсаций или дополнительного права, в том числе на социальное обеспечение, должно регулироваться в соответствии с применяемыми в конкретной статье Федерального закона N 76-ФЗ формулировками "военнослужащий", "военнослужащий, проходящий военную службу по контракту", "военнослужащий, проходящий военную службу по призыву", "гражданин, уволенный с военной службы".
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 19 Федерального закона N 76-ФЗ детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.
Абзацем 8 пункта 5 статьи 23 Федерального закона N 76-ФЗ предусмотрено предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и ДОО и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.
Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе N 53-ФЗ. Подпункт "б" части 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ предусматривает увольнение по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.
С учетом изложенного, в отношении граждан, призванных на военную службу по мобилизации на основании Указа N 647, указанные положения абзаца 2 пункта 6 статьи 19 и абзаца 8 пункта 5 статьи 23 Федерального закона N 76-ФЗ применяются в полном объеме.
В свою очередь обращаем внимание, что согласно пункту 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236, прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.
Таким образом, на основании полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ); пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), а также по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях (пункты 4, 5 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ; пункт 13.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункты 1 и 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ; пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), необходимо:
организовать работу в субъекте Российской Федерации, органе местного самоуправления муниципального образования информирование граждан, призванных на военную службу по мобилизации, о наличии в федеральном законодательстве права на предоставление их детям мест в ДОО в первоочередном порядке;
обеспечить необходимые условия для организации своевременного подтверждения статуса одного из родителей ребенка, призванного на военную службу по мобилизации, а также внесение соответствующих изменений в заявление о постановке ребенка на учет в региональных информационных системах, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона N 273-ФЗ в порядке, установленном на региональном уровне;
обеспечить достаточное количество мест в группах в ДОО (или их своевременное увеличение (при необходимости)), в том числе по присмотру и уходу с учетом имеющихся ресурсов, а также с привлечением негосударственного сектора дошкольного образования и иных мероприятий.
Учитывая социальную значимость организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста граждан, призванных на военную службу по мобилизации, с целью привлечения социальных служб и (или) квалифицированных нянь, полагаем целесообразным данный вопрос рассмотреть совместно с региональными органами исполнительной власти, в ведении которых находится решение задач социального обслуживания населения, проживающего на конкретной территории.
Директор Департамента
государственной политики и управления
в сфере общего образования
М.А.КОСТЕНКО