Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 05.06.2025 N ОК-1656/03

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июня 2025 г. N ОК-1656/03

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минпросвещения России направляет для использования в работе согласованные с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Рекомендации по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования с целью повышения качества образования (далее - Рекомендации).

О.П.КОЛУДАРОВА

Приложение

Утверждаю

Министр просвещения

Российской Федерации

С.С.КРАВЦОВ

4 июня 2025 г.

Согласовано

Руководитель

Федеральной службы по надзору

в сфере образования и науки

А.А.МУЗАЕВ

4 июня 2025 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования с целью повышения качества образования (далее - Рекомендации) определяют:

перечень рекомендуемых мероприятий по использованию результатов оценочных процедур на региональном уровне;

перечень рекомендуемых мероприятий по использованию результатов оценочных процедур на муниципальном уровне;

перечень рекомендуемых мероприятий по использованию результатов оценочных процедур на уровне образовательной организации.

1.2. Настоящие Рекомендации формируют единые подходы к организационным мероприятиям по использованию результатов оценочных процедур, направленным на повышение качества образовательных результатов в системе общего образования Российской Федерации.

1.3. В Рекомендациях под оценочными процедурами понимается внутришкольная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - внутреннее оценивание) и федеральные, региональные оценочные процедуры. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов.

1.4. Внутреннее оценивание предназначается для организации процесса обучения по учебным предметам, регулируется локальными нормативными актами образовательной организации <1> и должно включать <2>:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 30, часть 2.

<2> Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 (ред. от 19.03.2024) "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", п. 18.4; Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 (ред. от 19.03.2024) "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования", п. 18.4.

стартовую диагностику, направленную на оценку готовности к обучению на соответствующем уровне общего образования, оценку готовности к изучению отдельных учебных предметов в начале учебного года;

текущую оценку, направленную на оценивание индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении;

тематическую оценку, направленную на оценивание уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету;

итоговую оценку, направленную на оценивание уровня достижения итоговых планируемых результатов;

промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода.

Все элементы системы внутреннего оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.5. К федеральным и региональным оценочным процедурам относятся:

государственная итоговая аттестация <3> (только для уровней основного общего и среднего общего образования): основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, государственный выпускной экзамен, включая процедуры допуска к государственной итоговой аттестации - итоговое собеседование по русскому языку, итоговое сочинение (изложение);

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 59, часть 4.

всероссийские проверочные работы и национальные сопоставительные исследования качества общего образования <4>;

--------------------------------

<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 N 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования".

региональные сопоставительные исследования качества общего образования <5>.

--------------------------------

<5> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 97, часть 3.2.

Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также учет назначения каждой из процедур способствует преодолению разрыва между ними, объединяет их, представив как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся.

Результаты всероссийских проверочных работ могут использоваться в качестве мероприятий текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, проводимых в рамках реализации образовательной программы <4>.

1.6. В целях проведения организационных мероприятий по повышению качества образования:

общеобразовательным организациям рекомендуется использовать результаты федеральных, региональных и внутренних оценочных процедур;

исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и муниципальные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющие управление в сфере образования, могут использовать результаты федеральных, региональных оценочных процедур.

2. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

На региональном уровне рекомендуется обеспечить проведение следующих основных мероприятий по использованию результатов оценочных процедур:

1. Анализ результатов федеральных и региональных оценочных процедур.

2. Разработка плана (дорожной карты) по результатам анализа результатов федеральных и региональных оценочных процедур, направленного на повышение качества образования в регионе.

3. Организация повышения квалификации управленческих и педагогических работников в части дефицитов, выявленных по результатам анализа.

4. Анализ результативности повышения квалификации управленческих и педагогических работников, при необходимости корректировка дополнительных профессиональных программ, форм и методов обучения.

5. Разработка комплекса мер, стимулирующих активное участие педагогических работников в деятельности региональных методических объединений по освоению технологий педагогической деятельности с низко мотивированными и слабоуспевающими обучающимися, технологий педагогического взаимодействия со сложным контингентом обучающихся (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с миграционной историей и др.).

6. Реализация управленческих проектов на муниципальном уровне и уровне образовательной организации, качественный анализ их результатов, в том числе влияющих на динамику результатов оценочных процедур.

7. Разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе результатов федеральных и региональных оценочных процедур за последние пять лет.

8. Организация предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации.

3. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

На муниципальном уровне рекомендуется обеспечить проведение следующих основных мероприятий по использованию результатов оценочных процедур:

1. Анализ результатов федеральных и региональных оценочных процедур.

2. Разработка плана (дорожной карты) по результатам анализа результатов федеральных и региональных оценочных процедур, направленного на повышение качества образования в муниципалитете.

3. Корректировка планов деятельности муниципальных методических служб по итогам анализа результатов оценочных процедур, в том числе включение в указанные планы мероприятий, направленных на совершенствование методики преподавания отдельных учебных предметов, сопровождение образовательных организаций с низкими образовательными результатами с целью компенсации дефицитов педагогических работников, привлечение педагогических работников, демонстрирующих стабильно высокие образовательные результаты обучающихся, для организации методической помощи на муниципальном уровне.

4. Оценка эффективности принятых мер.

4. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

На уровне образовательной организации рекомендуется обеспечить проведение следующих основных мероприятий по использованию результатов оценочных процедур:

1. Анализ результатов федеральных, региональных и внутренних оценочных процедур.

2. Разработка плана (дорожной карты) по результатам анализа внутреннего оценивания и результатов федеральных и региональных оценочных процедур, направленного на повышение качества образования в образовательной организации.

3. Корректировка системы внутреннего оценивания качества образования, внесение изменений в планы и направления внутришкольного контроля.

4. Работа с обучающимися, в том числе контроль устранения образовательных дефицитов, выявленных у обучающихся при проведении оценочных процедур, оптимизация выбора и содержания учебных курсов из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, поурочного планирования учебных предметов, планов психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, корректировка используемых учителями педагогически обоснованных форм, методов и средств обучения и воспитания и т.д.

5. Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе знакомство с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости детей и т.д.

6. Работа с педагогическим коллективом образовательной организации, в том числе определение направлений методической подготовки педагогических работников, оказание методической помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части оценивания результатов обучающихся при проведении оценочных процедур качества образования, обеспечение преемственности на различных уровнях образования, определение стратегии кадровой политики образовательной организации, повышение взаимодействия между педагогами и т.д.

7. Работа с образовательной средой, в том числе усиление практической составляющей в содержании учебных предметов естественно-научной направленности, разработка и использование современных методических материалов, позволяющих осуществлять индивидуальный подход в обучении, и т.д.

8. Оценка эффективности принятых мер.

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 26.05.2025, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация эстетической гимнастики")
"О направлении разъяснений"
(утв. Минспортом России 26.05.2025, Общероссийской общественной организацией "Федерация воздухоплавательного спорта России")
Ошибка на сайте