Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 13.04.2021 N ДГ-820/07

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 апреля 2021 г. N ДГ-820/07

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Минпросвещения России информирует о том, что в наш адрес поступают обращения граждан из числа родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и с инвалидностью, которыми сообщается об имеющейся негативной правоприменительной практике обращений руководителей образовательных организаций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, с целью оказания содействия в решении ряда вопросов.

Так, поводом для таких обращений является получение поддержки в части привлечения указанных лиц к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению получения детьми общего образования по причине предъявления родителями (законными представителями) заключения о создании необходимых их детям специальных условий для получения качественного доступного образования.

В связи с этим Минпросвещения России сообщает.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) гарантирует получение качественного доступного образования всеми без исключения гражданами Российской Федерации с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Одной из категорий обучающихся, нуждающихся в особой заботе государства, является, категория обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Закона об образовании).

Под специальными условиями понимаются:

1) условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, требующие адаптации содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;

4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, тьютора, услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;

5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона об образовании).

Таким образом, необходимость создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ определяется ПМПК, а образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, право выбора которой относится к компетенции родителей (законных представителей) ребенка (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ N 1082), статьи 44 и 79 Закона об образовании).

Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В связи с этим они самостоятельно могут решить вопрос предоставления заключения ПМПК в образовательные организации (Приказ N 1082).

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (пункт 23 Приказа N 1082).

При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом об образовании и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 44 Закона об образовании).

В связи с изложенным, в случае непредставления родителями (законными представителями) заключения ПМПК, возникают основания полагать о возможном нарушении права ребенка на получение им качественного доступного, учитывающего его психофизические возможности, образования.

Однако, как показывает практика, чаще всего родители (законные представители) представляют заключение ПМПК и настаивают на создании ребенку специальных образовательных условий.

При этом имеют место факты, когда вместо обеспечения соответствующих специальных условий руководители образовательных организаций обращаются в органы опеки и попечительства для содействия в привлечении родителей (законных представителей) к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования.

Минпросвещения России полагает недопустимым необоснованное привлечение органов опеки и попечительства в целях урегулирования указанных ситуаций подобным образом.

Просим провести разъяснительную работу с представителями органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в части недопущения нарушения права на образование обучающихся с ОВЗ со стороны руководителей образовательных организаций; о проделанной работе просим уведомить в срок до 24 мая 2021 г.

Д.Е.ГРИБОВ

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 09.06.2022, Общероссийской общественной организацией Федерации альпинизма России)
(утв. Минспортом России 15.06.2022, Общероссийской общественной организацией "Федерация гребного слалома России")
<Об открытии доступа к расчету предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов> (вместе с "Графиком подготовки и представления "возвратного" распределения")
(утв. Минспортом России 03.06.2022, Общероссийской общественной организацией "Российская федерация Го")
Ошибка на сайте