<Письмо> Минпросвещения России от 30.05.2025 N АБ-2032/07
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2025 г. N АБ-2032/07
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
В соответствии с пунктом 8 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 11 апреля 2025 г. N 2пр Минпросвещения России совместно с Минтрудом России направляет разъяснения по вопросу определения приоритетного использования документов, устанавливающих квалификационные требования к тьюторам в образовательных организациях, которыми должны руководствоваться работодатели при приеме на работу тьюторов в образовательные организации.
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть 1 статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Если в соответствии с Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац 3 части 2 статьи 57 Кодекса).
Если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (часть 1 статьи 195.3 Кодекса).
Должность тьютора является педагогической (раздел I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225).
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования (часть 1 статьи 331 Кодекса). Так на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Квалификационные требования к должности тьютора установлены в:
1) Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), устанавливающем следующие требования к квалификации тьюторов (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования):
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика";
- стаж педагогической работы не менее 2 лет;
2) Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1 (раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"), устанавливающем следующие требования к квалификации тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования:
- высшее профессиональное образование;
- стаж работы в образовательном учреждении не менее 3 лет.
3) Профессиональном стандарте "Специалист в области воспитания" (приказ Минтруда России от 30 января 2023 г. N 53н), который предусматривает для обобщенной трудовой функции "Тьюторское сопровождение обучающихся" следующие трудовые функции:
педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
Уровень (подуровень) квалификации - 6, код - G/01.6.
Требования к образованию и обучению - высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Требования к опыту работы не предъявляются.
Дополнительно сообщаем, что ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов содержатся в Информации Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов (письмо от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253).
Методические рекомендации об организации тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, направленные ранее Минпросвещения России в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, также размещены по ссылке https://clck.ru/3DEWWi.
А.В.БУГАЕВ