<Письмо> Минпросвещения России от 25.04.2023 N 07-2198
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2023 г. N 07-2198
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) информирует об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (приказ Минтруда России от 13 марта 2023 г. N 136н) (далее соответственно - Профессиональный стандарт, Приказ).
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Содержание высшего образования по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" определяется программой бакалавриата, магистратуры, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно. При разработке программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).
Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.
Обращаем внимание, что Профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог", помимо традиционных компетенций по работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает еще и обобщенные трудовые функции по работе с детьми раннего возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Кроме того, Профессиональным стандартом предусмотрены следующие требования к образованию: высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки", а также дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению деятельности.
Одновременно в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (далее - квалификационный справочник), к образованию учителя-дефектолога, учителя-логопеда (логопеда) предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
При этом если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая разночтения в нормативных актах, а также правоприменительную практику, Департамент рекомендует при предъявлении требований к образованию учителя-дефектолога, учителя-логопеда применять Профессиональный стандарт как более актуальный по сравнению с квалификационным справочником.
Просим учесть при организации работы, в том числе исполнении государственного задания.
Заместитель директора департамента
Ю.М.САЧКО