Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 02.08.2019 N 06-787

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ОТДЫХА

ПИСЬМО

от 2 августа 2019 г. N 06-787

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с пунктом 1 раздела III протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления от 9 июля 2019 г. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России (далее - Департамент) сообщает, что на официальном сайте ФГБОУ ДО "Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения" (далее - ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК) детскийотдых.рф размещена следующая информация:

перечень организаций, координирующих туристско-краеведческую деятельность с детьми в субъектах Российской Федерации (раздел "Детский отдых", подраздел "Организации, координирующие туристско-краеведческую деятельность с детьми");

разъяснения по вопросам, связанным с организацией туристско-краеведческой деятельности с детьми в условиях природной среды (раздел "Детский отдых", подраздел "Нормативно-правовая база").

Департамент дополнительно сообщает, что в ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК открыт телефон горячей линии 8 (495) 362-82-33, по которому можно получить информацию по вопросам, связанным с туристско-краеведческой деятельностью (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации N 131 от 19 октября 2018 г. ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК осуществляет в том числе координацию туристско-краеведческой работы с обучающимися в образовательных организациях Российской Федерации и организационно-методическую и информационную деятельность по организации летнего отдыха и оздоровления детей).

И.А.МИХЕЕВ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ФГБОУ ДО "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ" В СООТВЕТСТВИИ

С П. 1 РАЗДЕЛА III ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ

КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ В РЕЖИМЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ, НА ОСНОВЕ ВОПРОСОВ,

ПОСТУПАЮЩИХ ИЗ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос

Ответ

1.

Чем отличается палаточный лагерь от похода?

Палаточный лагерь - это юридическое лицо или структурное подразделение, созданное организациями социального обслуживания, санаторно-курортными организациями, общественными организациями (объединениями) и иными организациями (приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления"). Предметом деятельности палаточного лагеря являются обеспечение отдыха детей, оздоровления и укрепления их здоровья, развитие творческого потенциала детей, приобретения практических навыков пребывания в природных условиях, занятия физической культурой, спортом, туризмом, краеведческой, учебно-исследовательской, волонтерской и иными видами деятельности.

Поход - это мероприятие (событие), а также форма осуществления определенной деятельности. Его может организовать любое физическое (в форме самодеятельного туризма) или юридическое лицо, в том числе образовательная организация и организация отдыха детей и их оздоровления. Как правило, в походе организация ночлега в походе осуществляется в палатках, установку которых осуществляют сами участники мероприятия.

Важно отметить, что согласно п. 1.5 СанПиН 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа" действие указанного документа не распространяется на проходящие в условиях природной среды слеты, спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы продолжительностью менее 7 дней, а также на "туристские походы любой продолжительности (не связанные с палаточным лагерем), походные бивуаки (места ночлегов туристов в походе).

2.

Чем отличается палаточный лагерь от слета, фестиваля, экспедиции или иного аналогичного мероприятия?

Слет, фестиваль, экспедиция, так же как и поход являются мероприятиями (событиями), проводимыми в условиях природной среды, в том числе, образовательными организациями и организациями отдыха детей и их оздоровления, и имеющими нерегулярный характер.

Как правило, в указанных мероприятиях участвует несколько организованных групп детей, представляющих различные организации. Проведение такого рода мероприятий регламентируется положениями (регламентами, условиями), разрабатываемыми и утверждаемыми организаторами, в которых указывается детализированная информация о проводимом мероприятии (цели, задачи, время, место, требования к участникам, распределение ответственности и т.д.).

В данном случае следует учитывать, что, как правило, ответственность за жизнь и здоровье детей, принимающих участие в мероприятии, возлагается на руководителей организованных групп детей и фиксируется в приказах командирующих организаций и непосредственно на организатора мероприятия. Он обеспечивает безопасные условия в целом. В период непосредственного проведения соревнований, конкурсов и т.п. ответственность за жизнь и здоровье детей возлагается на лиц, указанных в положении (регламенте) о проведении мероприятия.

3.

Как отличить палаточный лагерь от похода, слета, экспедиции и т.п.?

Если есть сомнения в том, что туристские мероприятия являются скрытой формой организации отдыха детей и их оздоровления, то следует привлечь специалистов организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, имеющих значительный туристский опыт, изучить уставные документы, проанализировать информацию о том, как позиционирует себя организация в сети интернет, регулярность проводимых мероприятий, и т.д.

Следует учесть, что на бытовом уровне под термином "палаточный лагерь" иногда подразумевается группа палаток, расположенных на одной территории, что бывает как при проведении походов, так и иных туристских мероприятий. В данном случае указанный термин не имеет прямого отношения к организациям отдыха детей и их оздоровления палаточного типа, поскольку характеризует не вид организации, а исключительно способ организации ночлега.

4.

Какими документами регламентируется поход?

Поход может представлять собой как самостоятельную услугу, так и форму организации той или иной деятельности. Таким образом, организация деятельности с детьми в походе регламентируется теми же документами, что и основная деятельность. Например, если поход осуществляется в рамках образовательного процесса, то к его руководителю помимо специальных требований, предусмотренных инструкцией, предъявляются требования, что и к образовательному процессу в целом (например, руководитель похода должен быть штатным работником организации, иметь соответствующее образование и т.д.).

К числу "специальных" документов, регламентирующих организацию походной деятельности с детьми, следует отнести:

- Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ - интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства образования Российской Федерации N 293 от 13 июля 1992 года "Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности" (в случае, если поход проводится в рамках образовательной деятельности).

- Правила и регламенты по виду спорта спортивный туризм (в случае, если поход осуществляется в форме спортивной деятельности).

Данные документы коррелируются между собой и очень, часто педагоги проводят походы с образовательными целями в соответствии с требованиями правил по виду спорта "Спортивный туризм" в целях получения спортивных разрядов.

Также в качестве обязательных документов следует выделить приказ МЧС России от 30 января 2019 г. N 42 "Об утверждении порядка информирования территориальных органов МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, и порядка хранения, использования и снятия с учета территориальными органами МЧС России информации о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу".

При этом крайне важно отличать процедуру информирования (уведомления) от согласования. Процедура уведомления не подразумевает обязательной обратной связи и санкционирования. В этой связи следует понимать, что процедура согласования должна быть обеспечена наличием соответствующих полномочий у согласующего органа.

Перечень рекомендуемых документов, необходимых для проведения похода, организуемого образовательной организаций или организацией отдыха детей и их оздоровления, указан в приложении 1 к настоящим разъяснениям.

5.

Какой документ можно порекомендовать образовательным организациям и организациям отдыха детей и их оздоровления при осуществлении походной деятельности с детьми?

Рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися, утвержденные ФЦДЮТиК и направленные в субъекты Российской Федерации письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 12 ноября 2015 года N 09-3173 и размещенные на сайте ФЦДЮТиК в разделе туризм/документы.

6.

На кого распространяются требования к организации туристских маршрутов, разработанные Минкультуры России

Приказом Минкультуры России от 5 апреля 2017 г. N 511 утверждены общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов (далее - приказ).

Согласно п. 1 приказа, вышеуказанные требования распространяются на туроператоров, турагентов и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание в соответствии с частью 10 статьи 14 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Поэтому в тех случаях, когда образовательная организация, либо организация отдыха детей и их оздоровления заказывает туристские услуги у турфирмы, последняя должна руководствоваться приказом. Сами же образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления руководствуются документами, указанными в п. 4.

7.

Как руководствоваться документами, имеющими рекомендательный характер и содержащими ссылки на действующие нормативные правовые акты?

Задача рекомендаций заключается в том, чтобы помочь пользователю принять то или иное решение. Но само право принятия решений, безусловно, остается за пользователем. Исключение составляют случаи, когда рекомендации содержат ссылки на документ, имеющий обязательный характер исполнения. В таком случае исполняется обязательный документ, на который содержится ссылка.

Документы под названием "предостережение" не являются нормативными правовыми актами. Их целью является уведомление заинтересованных организаций и физических лиц о недопущении случаев нарушения действующих нормативных правовых актов. Например: предостережение может содержать информацию о том, что если группа, планирующая поход решит организовать проживание не в палатках, а на объектах, подпадающих под определение "средство размещения", то указанные объекты должны соответствовать установленным нормам и требованиям.

8.

В каких случаях проводится акарицидная обработка?

Требование обязательной акарицидной обработки маршрутов передвижения детских групп при организации походов нормативными правовыми актами не закреплено. При этом в соответствии со статьей 27.1 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться. Соответственно на туристских стоянках, размещенных в условиях природной среды, могут располагаться любые организованные группы, и группе, заранее организовавшей акарицидную обработку, может просто не хватить места на данной стоянке. Что касается самого маршрута и графика передвижения, то он может корректироваться уже по ходу движения группы в зависимости от погодных условий, физического состояния участников и т.д.

Вместе с тем, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 19 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", раздел VIII которых посвящен вопросам неспецифической профилактики клещевого энцефалита (далее - правила).

Пункт 8.3 указанных правил регулирует вопросы индивидуальной (личной) защиты людей и включает в себя:

правила поведения на опасной в отношении клещей территории (проводить само и взаимоосмотры каждые 10 - 15 минут для обнаружения клещей; не садиться и не ложиться на траву; стоянки и ночевки в лесу устраивать на участках, лишенных травяной растительности или в сухих сосновых лесах на песчаных почвах; после возвращения из леса или перед ночевкой снять одежду, тщательно осмотреть тело и одежду; не заносить в помещение свежесорванные растения, верхнюю одежду и другие предметы, на которых могут оказаться клещи; осматривать собак и других животных для обнаружения и удаления с них прицепившихся и присосавшихся клещей);

использование специальной одежды;

применение специальных химических средств индивидуальной защиты от клещей.

Как правило, количество случаев присасывания клещей в походах минимально в связи с тем, что в отличие от неорганизованных прогулок по лесу, при проведении походов указанные правила применяются в полном объеме.

Относительно акарицидной обработки мест массовых мероприятий следует отметить, что согласно п. 8.4.1 правил акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.).

При этом под термином "место массового отдыха" подразумеваются зоны рекреационного назначения, определяемые в результате градостроительного зонирования (гл. 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации) и закрепляемые в документах территориального планирования муниципального образования. После этого уполномоченный орган местного самоуправления придает данным территориям (зонам) статус мест массового отдыха населения, закрепив свое решение в муниципальном правовом акте.

Организаторы массовых туристских мероприятий (более 50 человек), как правило, проводят акарицидную обработку территорий, предназначенных для постоянного нахождения участников мероприятий, что обеспечивает дополнительную защиту от присасывания клещей. Данные меры считаем оправданными и целесообразными.

9.

Что должны предоставить представители надзорных органов в случае установления к организованной группе детей ограничительных мер?

В случае принятия к организованной группе детей в установленном порядке ограничительных мер, данный факт в обязательном порядке должен быть задокументирован и составлен соответствующий акт в 2-х экземплярах, за исключением случаев экстренной эвакуации в результате чрезвычайных происшествий. В таких случаях рекомендуем осуществлять аудиовизуальную фиксацию информации о применении ограничительных мер.

Руководитель организованной группы несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей, которую ему делегировали родители (законные представители) или направляющая организация. Принятие ограничительных мер может оказать негативное влияние на реализацию им своих полномочий и выполнение программы похода, слета фестиваля, экспедиции или иного туристского мероприятия. Кроме того, с установлением ограничительных мер ответственность руководителя за жизнь и здоровье детей не прекращается.

10.

Обязательно ли наличие в туристском походе бутилированной воды?

В отношении туристских походов отсутствуют требования об обязательном наличии бутилированной воды. Вопрос обеспечения питьевого режима участников похода относится к полномочиям руководителя группы, который несет за это полную ответственность.

Согласование вопросов питьевого режима и питания в походе с представителями надзорных органов, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. При этом вопрос питьевого режима крайне важен с точки зрения сохранения жизни и здоровья участников туристских мероприятий. Существуют различные варианты очистки воды, применяемой в походе. Вода из открытых источников в обязательном порядке должна проходить процедуру кипячения. Также может быть проведена процедура фильтрации и дезинфекции, что предусмотрено п. 12.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. N 50 "Об утверждении СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

По данному вопросу руководители, имеющие незначительный туристский опыт, могут обратиться за консультацией в адрес организаций, осуществляющих координацию туристско-краеведческой деятельности с детьми на региональном и муниципальном уровнях, или воспользоваться размещенной в сети интернет книгой А.А. Алексеева "Питание в туристском походе".

11

Кто должен согласовывать перечень продуктов, используемых в походе?

Действующими нормативными правовыми актами согласование перечня продуктов, используемых в походе, не предусмотрено. Вместе с тем, хранение продуктов питания в условиях природной среды предъявляет к ним особые требования. В этой связи существуют рекомендации по подбору продуктов для похода, например приложение N 6 к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа".

Количество продуктов на одного человека определяется, в том числе его продолжительностью и сложностью. В случае необходимости, руководитель организованной группы детей может обратиться за консультацией в организации, осуществляющие координацию туристско-краеведческой деятельности с детьми на региональном и муниципальном уровнях.

12.

Каким образом можно использовать рекомендованные туристские маршруты, размещенные на официальных сайтах органов государственной власти?

Рекомендуемые маршруты носят справочный характер и могут использоваться при планировании конкретных маршрутов передвижения организованных групп детей в условиях природной среды в зависимости от возраста участников, уровня их подготовки, целей туристского похода (экспедиции), природно-климатических условий в период проведения мероприятия и т.д.

Однако каждый руководитель группы имеет право разработать свой маршрут в зависимости от целей похода, опыта участников, их физической подготовки и др.

13.

Какие функции выполняют маршрутно-квалификационные комиссии?

Маршрутно-квалификационные комиссии (далее - МКК) представляют собой экспертные органы, состоящие из наиболее квалифицированных специалистов, имеющих значительный туристский опыт. Задачей МКК является оценка соответствия уровня подготовки руководителя и участников похода, наличию снаряжения и инвентаря, аптечки, набора продуктов и др. сложности выбранного маршрута, сезону и другим параметрам. Деятельность МКК регулируется правилами и регламентами по виду спорта "Спортивный туризм" и "Положением о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений Минобразования России", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. N 223.

14.

Каким документом руководители организации отдыха детей и их оздоровления должны руководствоваться в вопросах антитеррористической защищенности?

Минобрнауки России была разработана и 6 июня 2018 г. утверждена инструкция по обеспечению антитеррористической защищенности организаций отдыха детей и их оздоровления палаточного типа и мест проведения массовых мероприятий с детьми в природной среде. Данным документом и должны руководствоваться организации отдыха детей и их оздоровления палаточного типа.

Требования к палаточным лагерям, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности объектов (территорий), не могут быть применены, так как предметом регулирования указанного документа являются объекты инфраструктуры, имеющие общую территорию, которые в палаточных лагерях отсутствуют.

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 01.10.2019, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата")
(утв. Минспортом России 08.10.2019, Общероссийской спортивной общественной организацией "Федерация практической стрельбы России" 01.10.2019)
<О ведении бюджетного (бухгалтерского учета) учета и составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений>
Ошибка на сайте