<Письмо> Минпросвещения России от 18.02.2025 N 06-221
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ОТДЫХА
ПИСЬМО
от 18 февраля 2025 г. N 06-221
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном".
Департамент информирует, что материалы, необходимые для проведения внеурочных занятий "Разговоры о важном", размещаются на портале разговорыоважном.рф.
Временно исполняющая обязанности
Директора Департамента
А.А.ТИМОФЕЕВА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ"
Формирование ценностных ориентаций молодежи в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями в настоящее время является задачей стратегического значения, которая закреплена в ряде документов, определяющих приоритеты государственной политики в области воспитания. Воспитательная политика Российской Федерации нацелена, в частности, на противодействие таким негативным общественным тенденциям, как влияние чуждых традиционным российским ценностям идеологий, снижение у молодежи уровня патриотизма, кризис института семьи и другие.
Условием достижения целей воспитания на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей является интеграция обучения и воспитания в рамках образовательной деятельности, что, в свою очередь, обеспечивается актуализированными в 2023 году примерными рабочими программами воспитания (далее - программы воспитания). Основанием для актуализации программ воспитания послужило принятие документов стратегического планирования ("Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400); "Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809); изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части трудового воспитания; обновление федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования). Реализация актуализированных программ воспитания позволяет обеспечить ценностно-целевое единство воспитательного процесса, инвариантным компонентом которого в настоящее время является курс внеурочной деятельности "Разговоры о важном".
Занятия "Разговоры о важном" проводятся с 1 сентября 2022 года в общеобразовательных организациях и организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.
Цель курса "Разговоры о важном" - формирование взглядов и убеждений обучающихся на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей - неразрывно связана с целевыми ориентирами воспитания, закрепленными в федеральных программах воспитания, а тематика - с направлениями воспитания.
С января 2025 года организационно-методическое сопровождение реализации цикла занятий "Разговоры о важном" по поручению Минпросвещения России обеспечивает Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт изучения детства, семьи и воспитания" (далее - Институт воспитания).
Каждое занятие обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим материалы для 6 целевых групп обучающихся: 1 - 2 классы, 3 - 4 классы, 5 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10 - 11 классы, студенты СПО. К каждому из 34 занятий разрабатывается дизайн плаката и обложки, отражающий его содержание.
В состав учебно-методического комплекта входят:
- Сценарий занятия. Структура сценария включает преамбулу и описание трех этапов: мотивационно-целевого, основного и заключительного. В сценарии указаны тема, дата проведения занятия, цель занятия и формирующиеся ценности, партнеры; в описании этапов приводится рекомендуемое содержание речи педагога, примерные вопросы для обсуждения, варианты деятельности обучающихся, рекомендации по интеграции в содержание занятия регионального компонента и учета специфики образовательно-воспитательной деятельности в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования; в конце сценария даются рекомендации по организации и содержанию постразговора по теме;
- Презентация к сценарию. Презентация обеспечивает наглядность материала занятия, включает иллюстрации, ключевые тезисы, цитаты и другие элементы в соответствии с содержанием сценария. В сценарии и презентации к занятиям со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования, включены QR-коды для перехода на короткую анкету обратной связи по итогам занятия;
- Методические рекомендации к сценарию. Структура методических рекомендаций включает преамбулу, общие рекомендации и методический комментарий к этапам занятия. В методических рекомендациях даются ценностно-смысловые установки занятия, планируемые результаты занятия, описывается ход занятия, даются рекомендации, на что педагогу нужно обратить внимание на каждом из этапов, какие можно использовать формы организации деятельности обучающихся и методические приемы. Также методические рекомендации могут содержать дополнительный материал для педагога, например информацию по теме;
- Видеоролик "Дети - детям", в котором анонсируется тема занятия и задаются его основные ценностно-смысловые установки с точки зрения детей и подростков;
- Видеоролик - интервью федерального спикера, которое дополняет содержание занятия и к которому в сценарии предлагаются вопросы для обсуждения.
К каждому занятию разрабатываются дополнительные материалы, содержание, структура, формат которых определяются его темой: видеоролики, интерактивные задания, раздаточные материалы.
Сюжет видеоролика раскрывает одну из содержательных линий занятия, в сценарии указывается его место в логике занятия и даются примерные вопросы для обсуждения после просмотра. Видеоролики могут включать различные форматы и жанры, каждый из которых помогает донести определенные идеи и ценности: документальные короткометражные фильмы (тематические короткометражки) - для визуализации событий, исторических фактов, биографий выдающихся личностей; видеоэкскурсии - виртуальные туры по музеям, памятникам архитектуры, природным объектам и другим местам культурного или научного наследия; образовательные 2Д-ролики, мультфильмы - анимированные видео; музыкально-поэтические композиции - видеоклипы с песнями или поэтическими произведениями, короткими рассказами; научно-популярные видеоролики, посвященные научным открытиям, технологиям и их влиянию на жизнь людей; культурные обзоры - видео, знакомящие с произведениями литературы, живописи, музыки и других видов искусства, а также с их авторами и творческим наследием; исторические реконструкции - видео, воссоздающее важные моменты прошлого, повлиявшие на ход истории.
Типы интерактивных заданий, которые используются для обеспечения занятий: ребусы, филворды, кроссворды, викторины, задания на соответствие, сортировку, последовательность, тесты с различными форматами ответов, интерактивные путешествия, онлайн-квесты, игровые симуляции.
Раздаточные материалы представляют собой чек-листы, шаблоны для заполнения, а также бланки интерактивных заданий, которые педагог может распечатать в случае, если отсутствует возможность организовать выполнение заданий в интерактивном формате.
Учебно-методические материалы размещаются на сайте http://разговорыоважном.рф не позднее четверга на неделе, предшествующей занятию. Материалы классифицированы по возрастным группам (1 - 2 классы, 3 - 4 классы, 5 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10 - 11 классы, СПО). Возможности сайта позволяют просматривать и скачивать элементы учебно-методических комплектов как по отдельности, так и архивами. Просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных заданий возможен как посредством скачивания, так и в режиме онлайн.
К каждому из занятий "Разговоры о важном" готовится видеозапись методического семинара для педагогов (подкаста). К записи подкастов привлекаются специалисты в области воспитания, федеральные спикеры и партнеры занятия, эксперты, ученые, деятели искусства, педагоги-практики (советники по воспитанию, заместители директоров по воспитательной работе, победители и призеры профессиональных конкурсов, члены.
Для удобства поиска и просмотра все видеозаписи объединены в отдельный плейлист:
всероссийского сообщества наставников-просветителей, учителя-блогеры и проч.).
Видеозапись методического семинара размещается не позднее пятницы на неделе, предшествующей занятию, в официальном сообществе Института воспитания в социальной сети "ВКонтакте": https://vk.com/institut_vospitaniya.
Для удобства поиска и просмотра все видеозаписи объединены в отдельный плейлист: https://vk.com/video/playlist/-113551114_85
Информационное сопровождение и методическая поддержка педагогических работников, привлекаемых к проведению занятий "Разговоры о важном", также осуществляется через соответствующий канал информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум": https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222313242.
На данном ресурсе размещаются анонсы, объявления и уведомления; ссылки на архивы занятий по классам; опросники для обратной связи с педагогами; ответы на часто задаваемые вопросы и полезные материалы в формате карточек; новости и материалы, представляющие интерес для специалистов, привлекаемых к реализации проекта "Разговоров о важном".