Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 17.01.2024 N 05-ПГ-МП-57228

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО

от 17 января 2024 г. N 05-ПГ-МП-57228

О ТРЕБОВАНИЯХ

К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу условий осуществления образовательной деятельности и в части своей компетенции сообщает следующее.

На основании частей 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 11 Федерального закона федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Согласно частям 9 и 10 статьи 12 Федерального закона примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.

Образовательная программа среднего профессионального образования (далее - ОП СПО) на базе основного общего образования разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 68 Федерального закона).

Письмом Минпросвещения России от 01.03.2023 N 05-592 "О направлении рекомендаций" даны рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (далее - Рекомендации), которые разработаны с целью разъяснения основных действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по обеспечению получения среднего общего образования в пределах освоения ОП СПО и направлены на совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы, с учетом изменений в федеральном законодательстве.

При этом согласно частям 1 и 2 статьи 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Федеральным законом.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона определено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, ОП СПО разрабатывается в соответствии с требованиями конкретных федеральных государственных образовательных стандартов с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ПОП СПО). Порядок разработки ОП СПО, в том числе необходимые шаблоны входящих в нее компонентов, а также степень учета ПОП СПО определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

Дополнительно сообщаем, что на базе ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (далее - ФГБОУ ДПО ИРПО), учредителем которого является Минпросвещения России, создан Центр содержания и новых образовательных технологий среднего профессионального образования, который занимается вопросами координации и обеспечения разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, разработки и ведения реестра ПОП СПО, сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений по укрупненным группам специальностей и профессий, консультирует по вопросам разработки и реализации ОП СПО, а также Центр методического сопровождения СПО, который осуществляет методическое сопровождение общеобразовательной подготовки в образовательных организациях, реализующих ОП СПО.

Подробная информация, а также контакты ответственных лиц размещены на официальном сайте ФГБОУ ДПО ИРПО по ссылке https://firpo.ru.

Кроме того, рекомендуем ознакомиться с информационной платформой ФГБОУ ДПО ИРПО "СПО-лаб", размещенной по ссылке https://spo-lab.ru, на которой представлены нормативные и методические материалы, необходимые при разработке и реализации образовательных программ, а также контакты ответственных лабораторий среднего профессионального образования.

Заместитель Директора Департамента

М.И.СОФРОНОВА

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 21.02.2024, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация гиревого спорта")
(утв. Минспортом России 28.02.2024, Общероссийской общественной организацией "Спортивная федерация (союз) регби России")
<По вопросу необходимости карантинирования свиней, перемещаемых по территории одного субъекта Российской Федерации в пределах одной компании, а не группы компаний (холдинга)>
<По вопросу отсутствия в квалификационных требованиях к спортивным судьям по виду спорта "авиамодельный спорт" требований для присвоения квалификационной категории спортивного судьи "спортивный судья третьей категории">
Ошибка на сайте