<Письмо> Минпросвещения России от 21.10.2024 N 05-3911
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2024 г. N 05-3911
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России информирует, что с целью обеспечения информационно-методического сопровождения реализации отраслевого подхода к подготовке кадров определен перечень межрегиональных отраслевых учебно-методических центров среднего профессионального образования и ключевых работодателей отраслей.
В связи с вышеизложенным направляем для ознакомления и использования в работе Положение о деятельности межрегиональных отраслевых учебно-методических центров среднего профессионального образования. Просим довести данную информацию до сведения образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Директор Департамента
В.С.НЕУМЫВАКИН
Утверждаю
заместитель министра просвещения
Российской Федерации
И.В.ШВАРЦМАН
1 октября 2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Положение определяет функции и полномочия межрегиональных отраслевых учебно-методических центров среднего профессионального образования и архитектуру их взаимодействия с отраслевыми колледжами в интересах обеспечения информационно-методического сопровождения реализации отраслевого подхода к подготовке кадров.
1.2. Координацию деятельности межрегиональных отраслевых учебно-методических центров среднего профессионального образования осуществляет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования".
1.3. Основные участники положения о деятельности межрегиональных отраслевых учебно-методических центров среднего профессионального образования:
1.3.1. межрегиональные отраслевые учебно-методические центры среднего профессионального образования (далее - УМЦ) создаются на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе являющихся получателями грантов в форме субсидии в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Для работы с УМЦ определены ключевые работодатели, представляющие лидирующие позиции в своих отраслях. Перечень УМЦ и ключевых работодателей отрасли определяется Министерством просвещения Российской Федерации (приложение) <1>;
--------------------------------
<1> При данной публикации не приводится. - Ред.
1.3.2. отраслевые колледжи - образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, представляющие одну из отраслей экономики, входящую в перечень, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2022 N 4 (ред. от 04.05.2023) "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, а также образовательных кластеров среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
1.3.3. деловое сообщество - совокупность предприятий, организаций, представителей бизнеса и специалистов, деятельность которых связана с отраслью федерального проекта "Профессионалитет";
1.3.4. Центр повышения квалификации кадров среднего профессионального образования "Федеральный технопарк профессионального образования" (далее - ФТПО) - совокупность учебно-производственных полигонов, лабораторий, мастерских с технологическими производственными линиями, предназначенных для осуществления образовательной, научно-технической и инновационной деятельности, а также деятельности в сфере среднего профессионального образования для успешной реализации целей федерального проекта "Профессионалитет".
1.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует без ограничения срока (до внесения соответствующих изменений и дополнений или принятия нового Положения).
2. Цели и задачи УМЦ
2.1. Основная цель УМЦ - объединение лучших практик и предложений по повышению качества подготовки кадров в соответствии с актуальными запросами экономики Российской Федерации.
2.2. Для достижения поставленной цели определен ряд приоритетных задач:
2.2.1. координация сетевого взаимодействия и межрегионального сотрудничества отраслевых колледжей;
2.2.2. внедрение и совершенствование инструментов эффективной реализации отраслевого подхода к подготовке кадров;
2.2.3. формирование экспертного сообщества;
2.2.4. совершенствование механизмов управления и развития федерального проекта "Профессионалитет" как флагмана эффективной трансформации системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.
3. Функции и полномочия УМЦ
3.1. УМЦ осуществляет деятельность в соответствии с Положением о деятельности УМЦ, разработанным образовательной организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, на базе которой создается УМЦ.
3.2. К функциям УМЦ относятся:
3.2.1. разработка и внедрение единого отраслевого стандарта подготовки кадров;
3.2.2. разработка типовых образовательных программ, учебных и методических материалов;
3.2.3. разработка комплектов оценочных материалов по профессиям и специальностям отрасли для проведения аттестации в формате демонстрационного экзамена;
3.2.4. формирование информационно-аналитических материалов;
3.2.5. тиражирование лучших практик;
3.2.6. внесение предложений по совершенствованию механизмов развития всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству;
3.2.7. консолидация предложений по корректировке инфраструктурных листов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по выбранной отрасли;
3.2.8. иные функции, входящие в зону компетенций УМЦ.
3.3. К полномочиям УМЦ относятся:
3.3.1. сбор информационно-аналитических материалов в интересах развития отрасли;
3.3.2. организация совещаний с отраслевыми колледжами и иных совещаний в интересах развития отрасли;
3.3.3. формирование единой консолидированной позиции на основе обобщения предложений отраслевых колледжей по актуальным вопросам;
3.3.4. представительство интересов отрасли и позиции Министерства просвещения Российской Федерации в качестве эксперта на заседаниях, совещаниях профильных министерств, публичных выступлениях и иных мероприятиях межрегионального и федерального уровней.
4. Архитектура взаимодействия и совершенствование подходов
к развитию отрасли
4.1. В рамках обсуждения вопросов развития отрасли отраслевые колледжи формируют позиции в отношении: разработки единого подхода к подготовке кадров внутри отрасли; внедрения новых профессий и специальностей, типовых образовательных программ, учебных и методических материалов для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров; разработки нормативной документации сопровождения процессов; совершенствования инфраструктуры; повышения престижа рабочих профессий и специальностей в отрасли, совершенствования механизмов развития всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.
Предложения по выработанным решениям направляются в УМЦ.
4.2. УМЦ при участии отраслевых колледжей формирует: проект предложений по разработке единого подхода к подготовке кадров внутри отрасли; внедрению новых профессий и специальностей, типовых образовательных программ, учебных и методических материалов для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров; разработке нормативной документации сопровождения процессов; совершенствованию инфраструктуры; повышению престижа рабочих профессий и специальностей в отрасли.
4.3. УМЦ направляет подготовленные предложения на оценку экспертного сообщества в федеральные учебно-методические объединения, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования" и объединения делового сообщества.
5. Использование инфраструктуры ФТПО
5.1. На базе УМЦ и ФТПО осуществляется апробация подготовленных проектов предложений.
5.2. Для обеспечения широкого распространения и применения утвержденных нововведений на базе ФТПО происходит апробация разработанных механизмов подготовки кадров.
5.3. По итогам успешной апробации проекты предложений направляются в Министерство просвещения Российской Федерации в целях масштабирования данной практики на все образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по соответствующей отрасли.
5.4. УМЦ совместно с отраслевыми колледжами формирует план отраслевых мероприятий в ФТПО.