<Письмо> Минпросвещения России от 10.07.2023 N 04-ПГ-МП-24169
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
ПИСЬМО
от 10 июля 2023 г. N 04-ПГ-МП-24169
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОБУЧАЮЩИМСЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ
ПРОГРАММ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Департамент цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам использования информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум" (далее - ИКОП "Сферум"), зарегистрированное в Минпросвещения России, и в рамках своей компетенции сообщает.
Использование современных цифровых технологий является особенно актуальным в условиях роста потребности участников образовательных отношений в получении качественных образовательных услуг и с целью предоставления обучающимся равных возможностей для освоения учебных программ в дистанционном формате.
Решение данной задачи возможно в рамках реализации национального проекта "Образование" федерального проекта "Цифровая образовательная среда".
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 2 ст. 28 Закона N 273-ФЗ).
Руководствуясь данным положением Закона N 273-ФЗ, образовательные организации также вправе самостоятельно определить онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
Право применять образовательными организациями при реализации образовательных программ электронное обучение, дистанционные образовательные технологии предусмотрено статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816.
Вместе с тем решение об использовании электронных сервисов, образовательных платформ, дистанционных технологий принимается родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных представителей) от использования таких информационных ресурсов в обучении ребенка образовательный процесс может быть организован только с использованием традиционных средств обучения.
Департамент сообщает, что в рамках создания в России цифровой образовательной среды (ЦОС) в конце марта 2021 года был анонсирован запуск ИКОП "Сферум". Целью ИКОП "Сферум" является создание условий для получения сообщений, мгновенных уведомлений, а также организации звонков и групповых аудио- и видеозвонков для проведения уроков и родительских собраний.
ИКОП "Сферум" доступна всем участникам образовательного процесса, включая учеников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Например, если обучающийся не может по состоянию здоровья или иным причинам посещать школу очно, он может продолжить обучение в онлайн-формате, через ИКОП "Сферум".
Вместе с тем решение об использовании ИКОП "Сферум" принимается родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных представителей) от использования информационных ресурсов в обучении ребенка образовательный процесс будет организован только с использованием традиционных учебников и тетрадей.
Необходимо отметить, что ИКОП "Сферум" не является обязательным к использованию в образовательном процессе, платформа выступает в качестве вспомогательного инструмента взаимодействия учителей и обучающихся.
Департамент обращает внимание на то, что Федеральным законом от 29.12.2022 N 584-ФЗ внесены изменения в части 8 - 10 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которым с 1 марта 2023 г. запрещено использование иностранных мессенджеров для обмена сообщениями при оказании государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на своем официальном сайте разместил перечень мессенджеров, которые, по их мнению, могут быть отнесены к иностранным на 1 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
Вместе с тем руководство Минпросвещения России в публичных мероприятиях, интервью, пресс-конференциях и других форматах взаимодействия с представителями средств массовой информации неоднократно озвучивало позицию Минпросвещения России о важности личного общения учителя с учеником, незыблемости традиционных форматов обучения.
При этом особый акцент всегда делается именно на то, что использование дистанционных технологий и образовательных онлайн-ресурсов в обучении - это, прежде всего, вспомогательный инструмент, который позволяет школьникам развивать таланты, учиться, получать новые навыки и качественное образование по всей России, дополняет традиционные формы обучения.
Заместитель Директора Департамента
И.В.НЕВМЯНОВА