Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 26.03.2024 N 03-ПГ-МП-11525

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 26 марта 2024 г. N 03-ПГ-МП-11525

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу о методиках и авторских программах обучения и воспитания, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации и зарегистрированное в Минпросвещения России.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее - образовательные организации), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (далее - ФООП).

Часть 1 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ раскрывает содержание правового статуса педагогического работника, под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также дополнительных мер государственной поддержки и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и муниципальными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 47 Закона об образовании в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Часть 3 статьи 47 Закона об образовании закрепляет перечень академических прав педагогических работников. Права, указанные в пунктах 1 - 6 части 3 названной статьи, относятся к категории прав, непосредственно связанных с осуществлением педагогической деятельности.

Так, педагогический работник может определять свое профессиональное развитие, выбирать те методики преподавания, которые, на его взгляд, позволяют максимально полно в сложившихся условиях реализовать потенциал обучающихся, а также потенциал самого педагогического работника.

При этом выбор методик, форм, средств и методов обучения должен быть педагогически обоснован: педагогический работник должен выбрать ту методику и форму обучения, которая может позволить максимально эффективно добиться целей и задач, стоящих перед образованием конкретного уровня. При этом важно соблюдение требований, предъявляемых Законом об образовании к тому или иному уровню образования, образовательным программам, формам и методам обучения. Педагогический работник не может выбирать методики, формы и средства обучения, сопряженные с психическим и физическим насилием над обучающимися, аморальными методами воспитания и обучения и т.п.

В связи с вышеизложенным Минпросвещения России сообщает, что педагогические работники вправе самостоятельно осуществлять разработку авторских учебных программ и методов обучения и воспитания.

Вместе с тем, учитывая нормативные положения части 5 статьи 12, статьи 30, пункта 3 части 3, части 4 статьи 47 Закона об образовании, применение педагогическими работниками авторских программ и методов обучения и воспитания должно осуществляться в порядке, установленном утвержденным образовательной организацией локальным нормативным актом. Кроме того, утвержденным образовательной организацией локальным нормативным актом должен быть определен и порядок утверждения разработанных педагогическими работниками авторских учебных программ, закрепляющих формы, методы, средства обучения.

В силу положений статьи 12 Закона об образовании разработанные педагогическими работниками авторские учебные программы, закрепляющие формы, методы, средства обучения, должны соответствовать требованиям к структуре программ, изложенным в соответствующем разделе ФГОС и ФООП. При этом ответственность за их содержание и соответствие ФГОС и ФООП несут авторы и образовательная организация, утвердившая авторские программы.

К указанным в пункте 4 части 3 статьи 47 Закона об образовании иным средствам обучения и воспитания, которые вправе применять педагогический работник в рамках осуществления профессиональной деятельности, можно отнести приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Информируем, что безопасность использования средств обучения и воспитания обеспечивается нормативными правовыми актами, устанавливающими общие и специальные требования в сфере средств обучения и воспитания, среди которых законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, защита прав потребителей. В частности, к указанным нормативным правовым актам относятся санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28, а также технические регламенты на средства обучения и воспитания, включая:

О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков (ТР ТС 007/2011);

О безопасности игрушек (ТР ТС 008/2011);

О безопасности оборудования для детских игровых площадок (ТР ЕАЭС 042/2017);

О безопасности мебельной продукции (ТР ТС 025/2012);

О безопасности парфюмерно-косметической продукции (ТР ТС 009/2011);

О безопасности низковольтного оборудования (ТР ТС 004/2011);

Электромагнитная совместимость технических средств (ТР ТС 020/2011);

Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (ТР ЕАЭС 037/2016).

Кроме того, в соответствии с ФГОС образовательная организация должна обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся в том числе учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), а также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору обучающихся, полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности.

Кроме того, Минпросвещения России утвержден приказ от 6 сентября 2022 г. N 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 2022 г. N 70483) (далее - Приказ N 804).

При этом Приказом N 804 определено основное оборудование, к которому относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации, а также дополнительное вариативное оборудование, которое комплектуется исходя из потребностей общеобразовательной организации.

Заместитель директора Департамента

А.А.ТИМОФЕЕВА

Другие документы по теме
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции гренландского предприятия>
<О направлении методических рекомендаций по профилактике развития и прогрессирования близорукости среди обучающихся в общеобразовательных организациях> (вместе с "Методическими рекомендациями "Профилактика развития и прогрессирования близорукости среди обучающихся в общеобразовательных организациях")
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятий, поступившей в Российскую Федерацию из Республики Беларусь>
(утв. Минспортом России 16.09.2024, Общероссийской общественной организацией "Федерация тхэквондо (МФТ) России")
Ошибка на сайте