Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 02.03.2022 N 03-264

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 2 марта 2022 г. N 03-264

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В связи со вступлением в силу 1 марта 2022 г. приказа Минпросвещения России от 4 октября 2021 г. N 686 "О внесении изменений в приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" и от 8 сентября 2020 г. N 471 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2021 г., регистрационный N 65757) Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет разъяснения по вопросу порядка приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в части определения состояния здоровья, распределения нагрузки и учета индивидуальных особенностей детей ввиду отсутствия необходимости предоставления медицинского заключения (далее - разъяснения).

Департамент просит довести указанные разъяснения до сведения руководителей дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, для учета в работе.

Врио директора Департамента

М.А.КОСТЕНКО

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ ПОРЯДКА ПРИЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ЗДОРОВЬЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ И УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ НЕОБХОДИМОСТИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 октября 2021 г. N 686 внесены изменения в приказы Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (далее - Порядок N 236) и от 8 сентября 2020 г. N 471 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236" (зарегистрирован в Минюсте России 11 ноября 2021 г., регистрационный N 65757) (далее - Приказ N 686).

Согласно Приказу N 686 медицинское заключение для приема ребенка в организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования (далее - ДОО), не требуется.

Учитывая, что согласно пункту 11 Порядка N 236 требование представления иных документов для приема детей в ДОО в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается, с 1 марта 2022 г. (дня вступления в силу Приказа N 686) родители (законные представители) детей вправе не предоставлять медицинское заключение для приема детей в ДОО.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с законодательством организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают наблюдение за состоянием здоровья обучающихся, а также проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (пункты 1, 2 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В силу пункта 3 части 4 статьи 41 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (часть 2 статьи 41 Закона об образовании).

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона об образовании организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).

В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Состояние здоровья и индивидуальные особенности детей учитываются при проведении профилактических медицинских осмотров в соответствующем возрасте, в том числе в возрасте приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденным приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. N 514н (зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2017 г., регистрационный N 47855) (далее - Порядок N 514н). Согласно пункту 2 Порядка N 514н профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.

На основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет группу здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, предусмотренными приложением N 2 к Порядку, и медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3 к Порядку N 514н, а также направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний (пункт 22 Порядка N 514н).

Дополнительно отмечаем, что Минздравом России разработан проект приказа "Об утверждении учетной формы медицинской документации "Медицинская карта несовершеннолетнего для образовательных организаций" и порядка ее ведения" (Учетная форма N 026/у), включающий в себя сведения по итогам проведенных ежегодных профилактических медицинских осмотров (диспансеризации) без привязки к моменту поступления в образовательные организации.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом Порядка N 236 родители (законные представители) ребенка для направления и/или приема в ДОО при необходимости обучения в группе оздоровительной направленности предъявляют документ, подтверждающий такую потребность. Также родители (законные представители) ребенка вправе предъявить документ психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости), в котором указываются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования согласно пункту 21 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 (зарегистрирован в Минюсте России 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).

Статьей 53 Закона об образовании установлено, что основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, а в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, примерная форма которого утверждена приказом Минобрнауки России от 13 января 2014 г. N 8 (далее - примерная форма договора).

В соответствии с пунктами 2.3.5, 2.3.7 примерной формы договора при оказании услуг, предусмотренных договором об образовании, ДОО обязана учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации; создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за ребенком, его содержания в образовательной организации в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими его жизнь и здоровье.

Учитывая изложенное, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка в части оповещения ДОО об индивидуальных особенностях ребенка, в том числе об особенностях организации питания, и права и обязанности ДОО по созданию соответствующих условий могут быть прописаны в договоре об образовании.

Другие документы по теме
"О товарном знаке "TEEJET"
"О товарном знаке "TANGLE TEEZER" (м.р. N 1262393)"
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2022 года> (вместе с "Индексами изменения сметной стоимости по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на I квартал 2022 года", "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства "Электрификация железных дорог" и "Железные дороги", на I квартал 2022 года", "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов (линейная часть, резервуарные парки) и сооружений, участвующих в технологическом процессе транспорта нефти и нефтепродуктов (площадочные объекты), на I квартал 2022 года", "Индексами изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на I квартал 2022 года")
Ошибка на сайте