Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 25.08.2025 N 03-1669

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 25 августа 2025 г. N 03-1669

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России (далее - Департамент) информирует о необходимости скорректировать основные общеобразовательные программы в соответствии с приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 11 февраля 2025 г., регистрационный N 81220), вступающим в силу 1 сентября 2025 года.

Департамент просит довести информацию до общеобразовательных организаций региона (приложение).

Исполняющий обязанности

директора Департамента

А.И.МАГОМЕДОВ

Приложение

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704 вносятся изменения в федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. N 372, от 18 мая 2023 г. N 370, от 18 мая 2023 г. N 371 (далее - ФООП).

Обращаем внимание на то, что впервые федеральным нормативным документом зафиксирована одна из форм внутренней оценки, а именно контрольная работа. При этом контрольные работы проводятся начиная со 2 класса, определен их объем, а также цели их проведения - оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов. Определен объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, который не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году.

При этом отмечаем, что в перечень оценочных процедур образовательные организации должны включать всероссийские проверочные работы, а также внутренние оценочные процедуры, определенные образовательной организацией в рамках осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установления их форм, периодичности и порядка проведения, а также обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В целях усиления единого образовательного пространства ФГБНУ "Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева" направил в субъекты Российской Федерации письмом от 12 августа 2025 г. N 01-09/815 инструктивно-методические письма о преподавании учебных предметов "Русский язык", "Литература", "Литературное чтение" "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология", "Окружающий мир", "История", "Обществознание", "География" в 2025/2026 учебном году (далее - Письма).

Отдельным разделом в Письмах в рамках каждого учебного предмета зафиксирована рекомендуемая система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования, которая является частью методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ (далее - рекомендации по оцениванию). На рекомендации по оцениванию получены положительные заключения экспертной комиссии ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" от 23 июля 2025 г. N 001-25.

Впервые приказом N 704 определено, что такое практическая работа. Это форма организации учебного процесса, направленная на выработку у обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные и иные работы, и не являющаяся формой контроля.

Обращаем внимание на то, что домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени, исходя из требований к объему домашнего задания в часах в день, зафиксированного и в санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2, и в ФООП.

Внесены изменения в варианты учебных планов для 1 класса. В них отражен адаптационный период для первых классов в сентябре и октябре. Письмом Минпросвещения России от 1 июля 2025 г. N 03-1326 в субъекты Российской Федерации были направлены Методические рекомендации по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь - октябрь).

При этом обращаем внимание на то, что с 1 сентября 2025 г. вступает в силу приказ Минпросвещения России от 4 апреля 2025 г. N 268 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения" (далее - приказ N 268).

Согласно пункту 19 приказа N 268 режим рабочего времени педагогических работников 1-х классов определяется с учетом санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее - санитарные правила), предусматривающих проведение учебных занятий в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый, организацию в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут, предоставление дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения, а также возможную организацию дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров) с учетом санитарных правил. Указанный режим обучения не влияет на порядок определения учебной нагрузки педагогических работников 1-х классов и оплату их труда.

Напоминаем, что с 1 сентября 2025 года в 5 - 7 классах должна реализовываться федеральная рабочая программа по учебному предмету "История", утвержденная приказом N 704 и рассчитанная на 3 часа в неделю:

5 класс - 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края);

6 класс - 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края);

7 класс - 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края).

В 8 - 9 классах в 2025/2026 учебном году продолжает реализовываться федеральная рабочая программа по учебному предмету "История" предыдущего года обучения.

Более подробная информация размещена в Информационно-методическом письме об особенностях преподавания учебного предмета "История" в 2025/2026 учебном году, размещенном на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/08/istoriya.pdf).

В 2025/2026 учебном году учебный предмет "Обществознание" на уровне основного общего образования изучается в 8 - 9 классах.

Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры России" в 2025/2026 учебном году не изучается.

Кроме того, отмечаем, что в рамках учебного курса "Вероятность и статистика" учебного предмета "Математика" на углубленном уровне часть тем из содержания 11 класса перенесена в содержание 10 класса.

В федеральные образовательные программы наряду с курсом внеурочной деятельности "Разговоры о важном" внесено содержание курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" (реализуется с 6 по 11 классы).

Приказом N 704 синхронизированы кодификаторы проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, проверяемые на основном государственном и едином государственном экзаменах требования к результатам освоения основных образовательных программ по учебным предметам.

Впервые в ФООП включено поурочное планирование по каждому классу по предметам непосредственного применения (начальное общее образование - "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Труд (технология)", основное общее образование - "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд (технология)", среднее общее образование - "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности и защиты Родины"), что дает гарантию освоения обучающимися содержание учебных предметов, формирующих мировоззренческий суверенитет страны.

Подробная информация об особенностях преподавания учебных предметов в 2025/2026 учебном году размещена в информационно-методических письмах на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/metodicheskie-posobiya-i-rekomendaczii/).

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 06.08.2025, Общероссийской общественной организацией "Федерация судомодельного спорта России")
(утв. Минспортом России 06.08.2025, Общероссийской спортивной общественной организацией "Федерация каратэ России")
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения> (вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")
"О направлении дополнительных разъяснений"
Ошибка на сайте