<Письмо> Минпросвещения России от 14.07.2022 N 03-1035
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 14 июля 2022 г. N 03-1035
О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНОГО ПИСЬМА
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет инструктивное письмо по вопросам исторического просвещения обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Директор Департамента
М.А.КОСТЕНКО
Приложение
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, одним из стратегических национальных приоритетов определена защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, которая обеспечивается путем решения ряда задач защиты исторической правды, сохранения исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействия фальсификации истории.
В настоящее время историческое просвещение обучающихся возможно осуществлять комплексно - в рамках изучения различных учебных предметов:
на уровне начального общего образования - "Русский язык", "Родной язык", "Окружающий мир", "Литературное чтение", "Литературное чтение на родном языке", "Основы религиозных культур и светской этики", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Технология";
на уровне основного общего образования - "Русский язык", "Литература", "Родной язык", "Родная литература", "История", "Обществознание", "География", "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология";
на уровне среднего общего образования - "Русский язык", "Литература", "Родной язык", "Родная литература", "История" (или "Россия в мире"), "Обществознание", "География", "Право", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Таким образом, знакомство обучающихся с историческими событиями может осуществляться посредством чтения и обсуждения текстов (в том числе литературных произведений), слушания музыкальных произведений, рассматривания картин и памятников, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности.
Департамент обращает внимание на возможность использования потенциала региональной истории при организации работы по историческому просвещению.
Так, примерными основными образовательными программами начального общего образования, одобренными решениями федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколы от 8 апреля 2015 г. N 1/15, от 18 марта 2022 г. N 1/22), в учебный предмет "Окружающий мир" включено содержание, отражающее историю, культуру, традиции родного края.
На уровне основного общего образования и среднего общего образования в учебном предмете "История" материалы по истории родного края рекомендуется привлекать при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории.
Дополнительно Департамент сообщает, что в 2022/2023 учебном году в рамках внеурочной деятельности планируется изучение учебного курса "Россия - моя история", обладающего познавательным и мировоззренческим значением.
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" разработана концепция цикла информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" (34 часа в учебном году). Данные занятия рекомендуется проводить еженедельно в рамках внеурочной деятельности обучающихся 1 - 11 классов.
Методические материалы для организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и будут размещены на портале "Единое содержание общего образования" (www.edsoo.ru) в разделе "Внеурочная деятельность", а также направлены в субъекты Российской Федерации дополнительно.