<Письмо> Минприроды России от 10.10.2024 N 29-50/18149-ОГ
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2024 г. N 29-50/18149-ОГ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ОХОТЫ
Рассмотрев обращение, Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России по поставленным в нем вопросам в соответствии с установленной компетенцией сообщает следующее.
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее также - коренные народы), и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Такая охота осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (части 1 и 2 статья 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
При этом при осуществлении любого вида охоты физическое лицо обязано при себе иметь охотничий билет (пункт 5.2.1 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477).
При выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным народам, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления". Критерием для проставления указанной отметки является принадлежность заявителя к коренным народам (пункт 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 N 13 (далее - Порядок выдачи охотничьего билета).
Лицо, обратившееся с заявлением о получении охотничьего билета, вправе представить копии документов, содержащих сведения о своей национальности, указанные в части 6 статьи 7.1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), а также иные документы и их копии, подтверждающие право заявителя на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (пункт 8 Порядок выдачи охотничьего билета).
Порядок выдачи охотничьего билета не предполагает каких-либо ограничений в части предоставления таких документов, в том числе и судебных.
2. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - ТТП) являются особо охраняемыми территориями, образованными для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными народами.
3. В отношении распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - распоряжение N 631-р) необходимо отметить.
Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов установлены Федеральным законом N 82-ФЗ.
Распоряжение N 631-р издано в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 82-ФЗ.
В частности, пунктом 7 Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного распоряжением N 631-р, к указанным видам отнесена промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
Вместе с тем, охота, правовое регулирование которой предусмотрено статьей 19 Закона об охоте, осуществляется в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренными народами именно в связи с необходимостью реализации установленных отраслевым законодательством гарантий прав традиционного природопользования таких народов, и, сама по себе не являясь видом традиционной хозяйственной деятельности, осуществляется в дополнение к видам деятельности, перечень которых установлен распоряжением N 631-р.
В свою очередь, промысловая охота имеет иную правовую природу и осуществляется исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и связана с заготовкой, производством и продажей продукции охоты (статья 13 Закона об охоте).
Кроме того, действующее правовое регулирование не содержит требования об осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности исключительно в границах ТТП.
4. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об охоте физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов, в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено Законом об охоте. Требования к охотничьим угодьям (общедоступным или закрепленным), предназначенным для осуществления охоты по статье 19 Закона об охоте, Законом об охоте не предусмотрены.
В этой связи данный вид охоты может осуществляться свободно, в том числе в общедоступных охотничьих угодьях.
5. В части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 32-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и части 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.Ф. Данилова" (далее - Постановление) сообщаем следующее.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральному законодателю надлежит уточнить законодательные основы реализации права на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности представителями коренных народов, которые не проживают постоянно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов и осуществляют традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной, с тем, чтобы реализация указанного права не ставила под сомнение возможность его реализации представителями этих народов, постоянно проживающими на соответствующих территориях и осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в качестве основного источника жизнеобеспечения.
Таким образом, гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 82-ФЗ, должны быть распространены на тех представителей коренных народов, которые хотя и не проживают постоянно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности соответствующих народов, тем не менее сохраняют устойчивую, объективную и верифицируемую связь с этими территориями.
Постановление затрагивает только указанную категорию представителей коренных народов.
Из вопроса с достоверностью не усматривается, в отношении каких представителей коренных народов и в какой части должны быть внесены изменения в федеральное законодательство, принимая во внимание, что Законом об охоте гарантировано право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным народам, и лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Дополнительно Департамент обращает внимание, что согласно Положению о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2015 N 368, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению мер, в том числе направленных на защиту прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также государственный мониторинг и анализ защиты прав таких народов является, является ФАДН России.
Также отмечаем, что данное письмо не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, и содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охотничьего хозяйства
А.А.ФИЛАТОВ