<Письмо> Минприроды России от 06.10.2025 N 25-47/41715
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2025 г. N 25-47/41715
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ОБРАЗОВАВШИМИСЯ ПРИ УХОДЕ
ЗА ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫМИ ПОСАДКАМИ
Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело обращение по вопросу обращения с отходами, образовавшимися при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, и сообщает.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к ТКО.
С 01.09.2025 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2025 N 293 "О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами", которым утверждены в новой редакции Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 293).
Подпунктом "в" пункта 36 Правил N 293 введен прямой запрет на складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в местах (площадках) накопления ТКО.
Отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не соответствуют критериям ТКО, определенным Законом N 89-ФЗ, и не подлежат накоплению на площадках для ТКО. Указанные отходы подлежат передаче в порядке, предусмотренном для отходов производства и потребления, не отнесенных к ТКО, на основании гражданско-правового договора с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, обладающими необходимой разрешительной документацией, по нерегулируемой цене.
В целях содержания придомовой территории в многоквартирном доме постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 25 Перечня к работам по содержанию придомовой территории в теплый период года относятся, в том числе подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом.
В целях обеспечения единообразия правового регулирования и формирования системного подхода к обращению с отходами, не отнесенными к ТКО, планируется соответствующее нормативное уточнение.
На сегодняшний день на стадии подготовки ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 780703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным проектом предусматривается совершенствование правового регулирования вопросов создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, а также обращения с отходами, образующимися у граждан и не относящимися к ТКО.
Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
экономики замкнутого цикла в сфере
отходов производства и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ