Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> МЧС России от 31.10.2025 N М-АМ-233

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 31 октября 2025 г. N М-АМ-233

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В МЧС России от контролируемых лиц и территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации поступают обращения по вопросам оценки соответствия зданий, сооружений, в том числе объектов культурного наследия, которые построены по ранее действующим нормам пожарной безопасности. В целях единообразного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, в том числе в режиме постоянного государственного контроля (надзора), а также исключения принимаемых по их результатам необоснованных (незаконных) решений должностными лицами органов государственного пожарного надзора предлагаю использовать следующую информацию.

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, общеправовыми принципами и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, положения нормативных правовых актов не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим с момента вступления в силу нормативного правового акта, если иной порядок таким нормативным актом прямо не предусмотрен.

Аналогичный правовой подход предусматривается статьей 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которым установлено, что требования к зданиям, сооружениям, процессам, осуществляемым на всех этапах их жизненного цикла, установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта зданий или сооружений, введенных в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Действие требований пожарной безопасности во времени также определяется частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), в соответствии с которой положения Технического регламента (за исключением отдельных положений) не применяются в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления его в силу.

Статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливаются требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, согласно которой эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документацией, нормативными правовыми актами.

При этом статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к градостроительным отношениям, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

В свою очередь положения Технического регламента применяются к объектам защиты, построенным до вступления в силу Технического регламента, в процессе их эксплуатации в случаях установленных статьей 64, частью 1 статьи 82, частью 7 статьи 83, частью 12 статьи 84, частями 1.1 и 1.2 статьи 97, а также при проведении капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения в части соответствующей объему работ, а в отношении объектов, определенных частью 5 статьи 4 Технического регламента, с 1 сентября 2018.

Технический регламент и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, а также нормативные документы по пожарной безопасности не требуют и не могут требовать приводить в соответствие с их положениями объекты защиты, построенные до вступления их в силу, при этом применяются при наличии соответствующих оснований.

Ранее аналогичный правовой подход, определяющий порядок применения требований пожарной безопасности, предусматривался как содержанием и областью применения нормативных документов, в том числе СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и иными документами стандартизации и нормирования в строительстве, так и порядком организации и осуществления государственного пожарного надзора, в том числе Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 17.03.2003 N 132.

Объекты защиты, которые запроектированы и построены до вступления в силу Технического регламента, в отношении которых не применяются требования Технического регламента, подлежат оснащению системами противопожарной защиты в соответствии с требованиями к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464.

Позиция МЧС России по рассматриваемому вопросу в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 05.12.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", направлена в Верховный суд Российской Федерации.

2. Наряду с этим обращается внимание, что вышеуказанные и иные требования пожарной безопасности в отношении объектов культурного наследия, соответствующих ранее действующим требованиям, могут применяться при проведении работ по приспособлению таких объектов для современного использования в случае, когда они не входят в противоречие с интересами сохранности объектов культурного наследия, что определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами. Порядок применения требований пожарной безопасности в отношении указанных объектов направлялся пользователям информации письмом МЧС России от 10.12.2024 N 43-7915-19 (на официальном сайте МЧС России в разделе документы).

3. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора) не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа, в том числе выдача необоснованных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Учитывая изложенное, предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности должны быть законными, обоснованными и учитывать период проектирования и строительства объекта защиты, а также иные, связанные с возможными изменениями объекта защиты в период его эксплуатации, основания для применения действующих требований пожарной безопасности при проведении оценки соответствия объекта защиты, построенного по ранее действующим нормам.

В этой связи предлагаю исключить при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора, в том числе в режиме постоянного государственного контроля (надзора), применение необоснованных решений, предусматривающих применение действующих норм проектирования в отношении объектов, для которых они применяться не могут.

Главным государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по пожарному надзору взять под личный контроль порядок оценки соответствия объектов надзора, построенных по ранее действующим нормам. Довести указанную информацию до должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Генерал-полковник

внутренней службы

А.М.СУПРУНОВСКИЙ

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 12.11.2025, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата")
"О рассмотрении обращения по вопросу обращения с отходами, образовавшимися при уходе за древесно-кустарниковыми посадками"
(утв. Минспортом России 12.11.2025, Общероссийской общественной организацией "Российская Федерация Баскетбола")
Ошибка на сайте