<Письмо> Минприроды России от 12.09.2022 N 12-47/35616
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2022 г. N 12-47/35616
О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо о проведении производственного экологического контроля (далее - ПЭК) и сообщает.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 (далее - Требования).
Согласно пункту 9.1 Требований подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" программы ПЭК должен содержать в том числе план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений. Такой план-график наблюдений необходим для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Отмечаем, что подходы и общие принципы выбора методов контроля, которым должны следовать предприятия при разработке и осуществлении программ ПЭК, в том числе в части контроля атмосферного воздуха, а также требования к метрологическому обеспечению ПЭК представлены в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям "ИТС 22.1-2021. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения", утвержденном приказом Росстандарта от 02.12.2021 N 2690.
Для формирования программы (плана-графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в рамках осуществления ПЭК, по мнению Минприроды России, могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений, содержащимся в Требованиях к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 524 (далее - Требования к наблюдениям).
В пункте 122 Требований к наблюдениям указано, что при формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (локальные системы наблюдений).
Пункт 154 Требований к наблюдениям содержит указания по выбору мест размещения локальных пунктов наблюдения.
В соответствии с пунктом 164 Требований к наблюдениям перечень измеряемых загрязняющих веществ для программы наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на пунктах наблюдений устанавливается и уточняется на основе сведений о составе и характере выбросов в соответствии с данными инвентаризации источников выбросов, результатами расчетов рассеивания загрязняющих веществ от отдельных предприятий и в целом по городу (сводные расчеты), а также результатами предварительных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха населенного пункта.
Дополнительно отмечаем, что по конкретным вопросам проведения ПЭК на объекте хозяйственной деятельности целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора орган государственной власти, осуществляющий прием отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на данном объекте.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
Р.А.МАЛЬЦЕВ