<Письмо> Минприроды России от 09.08.2024 N 12-47/31869
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2024 г. N 12-47/31869
О ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММЕ ПЭК
Минприроды России рассмотрело письмо о необходимости включения маркерных веществ в программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК) и сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) при осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Согласно пункту 5 Правил разработки технологических нормативов, утвержденных приказом Минприроды России от 14.02.2019 N 89, маркерными веществами являются загрязняющие вещества, для которых установлены технологические показатели по наилучшим доступным технологиям (далее - НДТ) для выбросов, сбросов и в отношении которых разрабатываются технологические нормативы.
На основании пунктов 3, 10 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ расчет технологических нормативов необходим для получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР).
Обязанность по получению КЭР возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (пункт 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Также пунктом 12 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрена возможность получить КЭР юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ.
Учитывая изложенное, включение в программу ПЭК маркерных веществ необходимо для объектов I категории, а также для объектов II категории, получающих КЭР.
Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 утверждены требования к содержанию программы ПЭК, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Требования ПЭК).
В пункте 1 Требований ПЭК указано, что программа ПЭК разрабатывается по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, самостоятельно разрабатывают и утверждают программу ПЭК.
Таким образом, предприятие самостоятельно формирует План-график контроля стационарных источников выбросов с учетом особенностей технологических процессов и расположения источников выбросов на территории объекта в рамках, не противоречащих Требованиям ПЭК.
Также необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 16.2 Закона N 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 N 2909-р.
Таким образом, при составлении программы ПЭК целесообразно учитывать необходимость указания в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК данных о выбросах загрязняющих веществ, необходимых для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По конкретным вопросам проведения ПЭК на объекте хозяйственной деятельности целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление государственного экологического контроля (надзора) орган государственной власти, осуществляющий прием отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на данном объекте.
Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных.
Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
П.Н.МАЛЬЧИКОВ