<Письмо> Минобрнауки России от 27.07.2016 N 09-1821
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 2016 г. N 09-1821
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1597 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет методические рекомендации по модернизации спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере воспитания
детей и молодежи
А.Э.СТРАДЗЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (далее - организации).
Указанным постановлением предусмотрено, что перечень мероприятий по созданию в организациях условий для занятий физической культурой и спортом содержит информацию о сложившихся условиях в субъекте Российской Федерации для занятий физической культурой и спортом в организациях, об увеличении количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (по каждому уровню общего образования), за исключением дошкольного образования, а также одно или несколько из следующих мероприятий:
- ремонт спортивных залов;
- перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом;
- развитие школьных спортивных клубов;
- оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений.
Основной принцип формирования решений по оснащению спортивным инвентарем и оборудованием общеобразовательных организаций - формирование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующий ФГОС, в части развития системы физкультурно-спортивного воспитания школьников.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. N 336 (приложение 2, п. 3) основными критериями при оснащении общеобразовательных организаций являются:
- возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся;
- возможность использования средств обучения и воспитания для выполнения различных функций обучения и воспитания;
- доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- адаптация обучающихся к профессиональной среде;
- безопасность использования средств обучения и воспитания.
Перечень мероприятий по совершенствованию спортивной инфраструктуры должен соответствовать следующим нормативным документам и рекомендациям.
1) Учитывать современные требования к объемно-планировочным характеристикам спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, изложенные в СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", приложение "Ж" - "Физкультурно-спортивные залы и открытые физкультурно-спортивные сооружения общеобразовательных учреждений".
2) Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, в том числе в части спортивной инфраструктуры, указанные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года). Следует обратить внимание на то, что в общеобразовательной организации необходимо иметь открытую плоскостную спортивную инфраструктуру (в пункте 10.23 СанПиН 2.4.2.2821-10 указано, что уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе).
3) Соблюдать требования безопасности при закупке и монтаже спортивного оборудования в соответствии с разработанными современными ГОСТ на физкультурно-спортивное и спортивно-развивающее оборудование и инвентарь (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 8 мая 2014 г. N 09-867).
4) Учитывать методические материалы по развитию спортивной инфраструктуры для общеобразовательных организаций, рекомендованные Экспертным советом Минобрнауки России по совершенствованию системы, физического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации:
- Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений при общеобразовательных учреждениях, в том числе межшкольных физкультурно-спортивных сооружений (письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания от 6 февраля 2012 г. N 19-331);
- рекомендации "Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений" (письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 г. N МД-520/19).
5) С 1 сентября 2014 года Указом Президента Российской Федерации (от 24 марта 2014 г. N 172) введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ВФСК ГТО), который является основой для определения уровня физической подготовленности населения России. Это необходимо учитывать при реализации учебных программ по физической культуре и организации процесса физического воспитания в общеобразовательных организациях, а соответственно и в решениях, касающихся развития школьной спортивной инфраструктуры.
Все открытые плоскостные спортивные сооружения должны оснащаться современными спортивным инвентарем и оборудованием, а также соответствующим травмобезопасным покрытием.
В случае наличия потребности в закупке спортивного инвентаря для отремонтированных спортивных залов данные мероприятия должны быть включены в перечень мероприятий и не должны финансироваться из средств расходных обязательств субъекта Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий, а также самих средств субсидий.
Ремонтные работы спортивных залов включают в себя закупку инжинирингового и стационарного оборудования. Рекомендуется осуществлять закупку оборудования в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Минобрнауки России сообщает, что предварительный мониторинг реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по созданию в организациях условий для занятий физической культурой и спортом в 2014 - 2015 годах показал наличие в ряде регионов проблемных вопросов, наиболее распространенными из которых являются:
- использование бюджетных ассигнований вне рамок согласованного комплекса мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в организациях (далее - комплекс мероприятий), а именно проведение текущего или капитального ремонта здания организации, ремонт и установка инженерных коммуникаций, не имеющих непосредственного отношения к созданию условий для занятий физической культурой и спортом, что является недопустимым;
- точечное обустройство дорогостоящих конструкций, не направленных на значительное увеличение количества обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время;
- проведение текущих ремонтных работ в спортивных залах, не направленных на значительное увеличение количества обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время.
Минобрнауки России считает данный подход к реализации мероприятий недопустимым.
В целях усиления контроля за использованием средств субсидии в 2016 г., а также в связи с осуществляемым в 2016 г. перечислением бюджетных ассигнований из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, Минобрнауки России рекомендует рассмотреть возможность централизации принятия решения о направлении бюджетных ассигнований в организации с использованием универсальных готовых решений, в том числе с использованием опыта реализации мероприятий 2014 - 2015 годов.
Организации, на базе которых реализуются указанные мероприятия, должны стать не только многофункциональными современными физкультурно-спортивными центрами, но и социокультурными центрами для населения.
В этой связи Минобрнауки России рекомендует при осуществлении мероприятий по ремонту спортивных залов или перепрофилированию имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом, развитию школьных спортивных клубов, а также по оснащению спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, рассмотреть возможность направления бюджетных ассигнований в организации, на базе которых предполагается привлечение значительного количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (по каждому уровню общего образования), за исключением дошкольного образования, а также населения прилегающих территорий.
Минобрнауки России считает недопустимым формирование перечня мероприятий таким образом, когда в организациях, на базе которых осуществлены мероприятия по ремонту спортивных объектов или оснащению инвентарем и оборудованием, не организована деятельность школьного спортивного клуба, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. N 1065 "Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2013 г., регистрационный N 30235).
Также недопустимой является ситуация, когда в организациях с функционирующим школьным спортивным клубом, либо в тех организациях, в которых реализуются инновационные авторские учебные программы по физической культуре, не организуются мероприятия по модернизации спортивной инфраструктуры.
При этом одним из показателей эффективности является удельный вес численности детей, занимающихся в спортивных кружках, организованных на базе общеобразовательных организаций, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (в сельской местности).
Для сокращения расходов на закупку и доставку оборудования в рамках ремонтных работ (по опыту реализации мероприятий, направленных на создание условий для занятий физической культурой и спортом в 2014 - 2015 годов) рекомендуется закупка инжинирингового и стационарного оборудования в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающим, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается с каждым заказчиком.
Оборудование, закупаемое по программе, должно соответствовать требованиям безопасности. Особое внимание уделить спортивному оборудованию, подлежащему обязательной сертификации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. N 309 "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации"), В список данной продукции входят: ворота хоккейные, ворота для футбола, ворота для гандбола, ворота для мини-футбола.