Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки России от 25.06.2014 N 09-1169

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 июня 2014 г. N 09-1169

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Во исполнение пункта 71 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи направляет методические рекомендации по созданию условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятия решений, затрагивающих их интересы, разработанные совместно с общероссийским общественным движением "Ассоциация учащейся молодежи РСМ "Содружество".

Заместитель директора

Департамента государственной

политики в сфере воспитания

детей и молодежи

С.В.МОЗГЛЯКОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ

И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЦЕЛЯХ РАСШИРЕНИЯ

УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ,

ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ

"Смысл конституционной нормы о социальном государстве - именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны".

Послание президента РФ Владимира Путина

Федеральному Собранию от 12.12.2013

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, в п. III.5 обозначены меры, которые необходимо предпринять для развития системы воспитания и социализации подрастающего поколения, а именно:

- разработка общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики;

- обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений;

- внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

- проведение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей;

- внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

Именно эти задачи призваны решать молодежные и детские общественные объединения, которые моделируют систему самоорганизации подростка, актуализируют его лидерские способности с целью активного построения своей собственной жизни в современном обществе, развивают его социальные компетентности, навыки поведения в повседневной жизни, формируют установки на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) "Об общественных объединениях" - далее ФЗ "Об общественных объединениях").

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной (ст. 15 ФЗ "Об общественных объединениях").

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм (ст. 7 ФЗ "Об общественных объединениях"):

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общественные отношения в сфере реализации права детей на объединение регулируются комплексом нормативных и правовых актов: Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761.

Исходя из международных документов (Женевской декларации прав ребенка (1924 г.), Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1959 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.)), за ребенком признается право на свободу ассоциаций, объединений и мирных собраний. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода; право на свободу мысли, совести и религии; на личную жизнь; неприкосновенность жилища; на защиту чести и достоинства; на отдых, досуг, участие в социокультурной жизни своих стран.

Молодежные и детские общественные объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность, являются для подрастающих граждан первой школой демократии; органы власти, общественные структуры могут и должны рассматривать их как значимый и перспективный ресурс в формировании российского гражданского общества. Изменение сложившегося стереотипного отношения к участию детей в общественной жизни и принятию решений, затрагивающих их интересы, требует решения ряда проблем, сдерживающих процессы самоорганизации детских и молодежных сообществ и снижающих эффективность общественной деятельности детей: неудовлетворительное состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, сокращение кадров образовательных организаций, представляющих воспитательное направление.

Деятельность детских общественных объединений, в силу возрастных особенностей его участников, осуществляется при поддержке государства и общества, содействии законодательной и исполнительной ветвей власти.

Необходим системный подход к развитию процесса участия детей и молодежи в общественной жизни на разных уровнях и в разных сферах, включающий следующее: разработку минимальных стандартов участия детей и молодежи в процессе принятия решений; признание приоритетов развития и соблюдения гражданских прав детей и молодежи из всех социально-демографических групп; расширение направлений и форм общественной активности детей и молодежи; приоритетное развитие местных общественных объединений; развитие информационного пространства; просвещение и обучение детей и взрослых участников процесса; механизмы привлечения финансовых и кадровых ресурсов; мониторинг развития процесса участия детей и молодежи в принятии решений.

Процесс участия детей и молодежи в общественной жизни будет успешным при соблюдении общности интересов, совместной деятельности, активном социальном взаимодействии партнеров во имя молодого человека.

Исходя из вышесказанного, перед государством и обществом стоят следующие приоритетные задачи:

- создание условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- формирование государственного и социального заказов молодежным и детским общественным объединениям;

- методическое обеспечение программно-проектной деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- развитие кадрового потенциала молодежных и детских общественных объединений.

Для решения поставленных задач рекомендуется:

- совершенствовать нормативно-правовую базу в отношении деятельности молодежных и детских общественных объединений на региональном уровне;

- стимулировать участие представителей молодежных и детских общественных объединений в консультативных общественных органах при государственных структурах, при подготовке материалов для общественных обсуждений, экспертных групп, советов и т.д.;

- организовать системную поддержку молодежных и детских общественных объединений, находящихся в региональных реестрах общественных объединений;

- создать условия для укрепления сотрудничества между молодежными и детскими общественными объединениями региона;

- привлекать молодежные и детские общественные объединения к выполнению государственных заказов по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;

- включать мероприятия молодежных и детских общественных объединений в план мероприятий органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль в сфере образования и молодежной политики и в планы реализации региональных целевых программ;

- предоставлять безвозмездно либо на льготных условиях в пользование молодежным и детским общественным объединениям здания, помещения, сооружения, оборудование и иное имущество для осуществления ими уставной деятельности;

- организовать системную подготовку кадров для работы с молодежными и детскими общественными объединениями;

- обеспечить участие представителей региона в федеральных образовательных проектах для специалистов по работе с молодежными и детскими общественными объединениями;

- оказать содействие в направлении делегаций молодежных и детских общественных объединений для участия в федеральных мероприятиях;

- осуществлять методическую поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений в регионе;

- создать условия для деятельности общественных объединений, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, на территории субъектов РФ;

- организовать системное обучение детей и молодежи основам создания и развития деятельности общественных объединений на основе опыта объединений, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

- организовать работу по освещению социально-полезной деятельности молодежных и детских общественных объединений в средствах массовой информации и Интернет.

Другие документы по теме
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Марокко>
<О введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию продукции предприятия Армении и режима усиленного лабораторного контроля по показателям безопасности в отношении продукции предприятий Китая, Эквадора, Испании, Эстонии>
<Об отмене временных ограничений на ввоз продукции животного происхождения некоторых французских предприятий в Российскую Федерацию>
<О включении в Реестр предприятий третьих стран пяти предприятий Намибии по производству мяса крупного и мелкого рогатого скота>
Ошибка на сайте