Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки России от 17.12.2015 N 08-2386

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2015 г. N 08-2386

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по использованию в образовательной деятельности перечня "100 лучших фильмов для школьников" (далее - методические рекомендации).

Просим довести до общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, информацию о разработанных методических рекомендациях.

Директор Департамента

государственной политики

в сфере общего образования

А.В.ЗЫРЯНОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕРЕЧНЯ "100 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приемов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Эти положения в полной мере относятся к использованию такой формы организации образовательной деятельности, как киноурок, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

Перечень "100 лучших фильмов для школьников" (далее - перечень "100 фильмов") создан по инициативе Союза кинематографистов России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации с целью его использования в образовательной деятельности (Приложение).

Министерством культуры Российской Федерации получены права на показ фильмов, включенных в перечень "100 фильмов", в общеобразовательных организациях Российской Федерации, а также на их размещение в свободном бесплатном доступе на портале "Культурное наследие России" www.культура.рф.

При использовании в образовательной деятельности лучших отечественных кинофильмов важно побудить школьников к пониманию и самостоятельной оценке окружающего мира, что должно способствовать не только развитию образного восприятия, но и формированию навыков аналитической работы, критического мышления и соотнесения получаемой художественной информации с научно обоснованным знанием.

ФГОС общего образования предоставляет возможность использования в образовательной деятельности перечня "100 фильмов":

в рамках изучения учебных предметов (прежде всего литературы, истории, обществознания);

через факультативные и элективные учебные предметы (в том числе такие, как "Экранизация русской классики", "Шедевры отечественного кинематографа", "Вечные темы в киноискусстве" и др.), в том числе психологической, социальной, этической тематики;

во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением кинофильмов, в том числе на базе школьных библиотек; киноклубы; кружки любителей кино; проектно-исследовательская деятельность (в том числе в области киноискусства и смежных с ним видов искусства);

в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формы организации внеурочной деятельности с использованием проекта "100 фильмов" также определяются образовательными организациями самостоятельно, с учетом специфики основной образовательной программы школы, ее кадровых, технических и иных возможностей.

В примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования, включенных в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru), представлены некоторые из возможностей использования киноуроков в образовательной деятельности.

На уровне начального общего образования - как форма реализации:

гражданско-патриотического воспитания (знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников);

нравственного и духовного воспитания (знакомство с основными правилами поведения в школе, общественных местах; приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации);

культуротворческого и эстетического воспитания (получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы);

освоение навыков видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развитие умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (через участие в беседах о художественных фильмах);

экологического воспитания (усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в том числе в ходе просмотра учебных фильмов).

На уровне основного общего образования - при изучении учебных предметов:

"Изобразительное искусство", ориентированного в том числе на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры через практическую художественно-творческую деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа по изобразительному искусству включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств, в том числе киноискусства (изобразительная природа экранных искусств; специфика киноизображения: кадр и монтаж; кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук); документальный, игровой и анимационный фильмы; коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер); мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков); телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

"История" (изучение истории культуры, в том числе достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и XX века, включая великие произведения кино).

Использование видеоматериалов в процессе воспитания и социализации детей и подростков также имеет ряд преимуществ.

Кино в настоящее время обладает высоким мотивационным потенциалом и высокой положительной валентностью для школьников, в том числе для тех из них, кто испытывает сложности в концентрации внимания и усвоении учебного материала на слух. Видеоряд, как правило, длительно удерживает непроизвольное внимание ученика, вовлекая его в предлагаемую тематику. Поскольку использование видеоматериалов в воспитательных и педагогических целях является одним из способов воздействия на высшие психические функции и личность ребенка, кино открывает новые возможности для формирования активного личностного отношения учащегося к предлагаемой тематике, рефлексии и росту самосознания.

Кино, видеоматериалы и работа с ними представляют собой действенные средства воспитательной работы, исходя из следующих критериев (принципов), характеризующих подобную форму работы:

Наглядность (данный психологический принцип применительно к киноуроку особенно эффективен, поскольку обеспечивает длительное непроизвольное внимание даже слабомотивированных к учению учащихся, пробуждая их интерес к происходящему на экране и готовность включиться в обсуждение увиденного; видеоряд воздействует на зоны мозга, которые при классических методах обучения обычно не задействуются).

Психологическая безопасность (принцип, при котором все происходящее с киногероями, благодаря механизмам идентификации, проецируется учащимися на себя, вследствие чего происходит социальное научение и рефлексия сходств и различий себя и героя; киноматериал позволяет детям и подросткам определить собственные мировоззренческие позиции в важных жизненных вопросах).

Идентификация (эмоциональное проживание, "соединение" с героями кинофильмов, обеспечивающее уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести бесценный личностный опыт, что само по себе создает условия для личностного роста и самораскрытия учеников, а также улучшает психологический климат в классе).

Проблемность (совместное обсуждение и рефлексия киносюжетов, построенных вокруг универсальных общечеловеческих смыслов (любовь, одиночество, мечта, приключения, борьба добра и зла и др.) развивает личностно-мотивационную и ценностно-смысловую сферу учащихся).

Работа на уроке с киноматериалом является также эффективным средством воспитания социально значимых качеств и развития личности и мотивации учащихся.

В процессе приобщения к образцам отечественного киноискусства школьники научатся личностно воспринимать, анализировать, интерпретировать идейно-художественное содержание и других художественных фильмов, что в целом повысит у учащихся степень избирательности при выборе кинопродукции и будет способствовать воспитанию квалифицированного зрителя.

ПЕРЕЧЕНЬ

"100 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ" С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ

ГРУПП И НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

возрастные группы

направления реализации программы воспитания и социализации учащихся

духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое, эстетическое воспитание

социализация и профессиональная ориентация, трудовое, интеллектуальное воспитание

формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1 - 4 классы

Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946

Айболит-66 - Р. Быков, 1966

Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938

Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959

Белеет парус одинокий - В. Легошин, 1937

Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969

Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968

Броненосец "Потемкин" - С. Эйзенштейн, 1925

В бой идут одни "старики" - Л. Быков, 1973

Веселые ребята - Г. Александров, 1934

Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969

Волга-Волга - Г. Александров, 1938

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э. Климов, 1964

Ежик в тумане - Ю. Норштейн, 1975

Звезда - А. Иванов, 1949

Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947

Иваново детство - А. Тарковский, 1962

Илья Муромец - А. Птушко, 1956

Королевство кривых зеркал - А. Роу, 1963

Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923

Марья-искусница - А. Роу, 1959

Морозко - А. Роу, 1964

Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966

Новый Гулливер - А. Птушко, 1935

Подвиг разведчика - Б. Барнет, 1947

Семеро смелых - С. Герасимов, 1936

Смелые люди - К. Юдин, 1950

Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934

Чук и Гек - И. Лукинский, 1953

Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961

Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946

Айболит-66 - Р. Быков, 1966

Веселые ребята - Г. Александров, 1934

Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969

Волга-Волга - Г. Александров, 1938

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э. Климов, 1964

Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947

Семеро смелых - С. Герасимов, 1936

Смелые люди - К. Юдин, 1950

Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961

Айболит-66 - Р. Быков, 1966

Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969

Ежик в тумане - Ю. Норштейн, 1975

Илья Муромец - А. Птушко, 1956

Марья-искусница - А. Роу, 1959

Семеро смелых - С. Герасимов, 1936

Смелые люди - К. Юдин, 1950

5 - 9 классы

А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972 (8 - 9 кл.)

Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946

Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938

Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959

Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969

Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970 (8 - 9 кл.)

Берегись автомобиля - Э. Рязанов, 1966

Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968

Броненосец "Потемкин" - С. Эйзенштейн, 1925

В бой идут одни "старики" - Л. Быков, 1973

Веселые ребята - Г. Александров, 1934

Война и мир - С. Бондарчук, 1965 - 1967 (8 - 9 кл.)

Волга-Волга - Г. Александров, 1938

Восхождение - Л. Шепитько, 1976 (8 - 9 кл.)

Гамлет - Г. Козинцев, 1964 (8 - 9 кл.)

Девять дней одного года - М. Ромм, 1961

Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968

Живые и мертвые - А. Столпер, 1963 (7 - 9 кл.)

Звезда - А. Иванов, 1949 (5 - 7 кл.)

Земля - А. Довженко, 1930

Иван Грозный (1 - 2 серии) - С. Эйзенштейн, 1944 - 1946 (8 - 9 кл.)

Иваново детство - А. Тарковский, 1962 (5 - 7 кл.)

Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976

Калина красная - В. Шукшин, 1973

Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923

Аэлита - Я. Протазанов, 1924

Веселые ребята - Г. Александров, 1934

Волга-Волга - Г. Александров, 1938

Девять дней одного года - М. Ромм, 1961

Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968

Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976

Крылья - Л. Шепитько, 1966 (8 - 9 кл.)

Монолог - И. Авербах, 1972 (8 - 9 кл.)

Начало - Г. Панфилов, 1970 (8 - 9 кл.)

Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8 - 9 кл.)

Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972

Подранки - Н. Губенко, 1976

Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5 - 7 кл.)

Республика Шкид - Г. Полока, 1966

Семеро смелых - С. Герасимов, 1936

Смелые люди - К. Юдин, 1950

Собачье сердце - В. Бортко, 1988

Сто дней после детства - С. Соловьев, 1975

Щит и меч - В. Басов, 1968

Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8 - 9 кл.)

Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961 (5 - 7 кл.)

Человек с киноаппаратом - Д. Вертов, 1929

Девять дней одного года - М. Ромм, 1961

Калина красная - В. Шукшин, 1973

Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 (8 - 9 кл.)

Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8 - 9 кл.)

Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972

Подранки - Н. Губенко, 1976

Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5 - 7 кл.)

Республика Шкид - Г. Полока, 1966

Семеро смелых - С. Герасимов, 1936

Смелые люди - К. Юдин, 1950

Собачье сердце - В. Бортко, 1988

Крылья - Л. Шепитько, 1966 (8 - 9 кл.)

Летят журавли - М. Калатозов, 1957 (8 - 9 кл.)

Мать - В. Пудовкин, 1926 (8 - 9)

Машенька - Ю. Райзман, 1942 (5 - 9 кл.)

Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977 (8 - 9)

Молодая гвардия - С. Герасимов, 1948

Монолог - И. Авербах, 1972 (8 - 9 кл.)

Начало - Г. Панфилов, 1970 (8 - 9 кл.)

Не горюй! - Г. Данелия, 1969 (8 - 9 кл.)

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - Л. Кулешов, 1924

Неоконченная пьеса для механического пианино - Н. Михалков, 1976 (8 - 9 кл.)

Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966

Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966

Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975 (8 - 9 кл.)

Освобождение - Ю. Озеров, 1972

Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 (8 - 9 кл.)

Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8 - 9 кл.)

Петр Первый - В. Петров, 1937

Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972

Пиковая дама - Я. Протазанов, 1916 (8 - 9 кл.)

Плохой хороший человек - И. Хейфиц, 1973 (8 - 9 кл.)

Подранки - Н. Губенко, 1976

Проверка на дорогах - А. Герман, 1972 (8 - 9 кл.)

Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5 - 7 кл.)

Радуга - М. Донской, 1943

Республика Шкид - Г. Полока, 1966

Семеро смелых - С. Герасимов, 1936

Смелые люди - К. Юдин, 1950

Стенька Разин (Понизовая вольница) - В. Ромашков, 1908 (8 - 9 кл.)

Собачье сердце - В. Бортко, 1988

Судьба человека - С. Бондарчук, 1959

Тихий Дон - С. Герасимов, 1957 - 1958 (8 - 9 кл.)

Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин, 1987 (8 - 9 кл.)

Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934

Чучело - Р. Быков, 1983

Щит и меч - В. Басов, 1968

Юность Максима - Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934 (5 - 7 кл.)

Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8 - 9 кл.)

Друг мой, Колька! - А. Салтыков. А. Митта, 1961 (5 - 7 кл.)

10 - 11 классы

А если это любовь? - Ю. Райзман, 1961

А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972

Бег - А. Алов, В. Наумов, 1970

Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970

Бесприданница - Я. Протазанов, 1936

В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968

Война и мир - С. Бондарчук, 1965 - 1967

Восхождение - Л. Шепитько, 1976

Гамлет - Г. Козинцев, 1964

Девять дней одного года - М. Ромм, 1961

Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968

Живые и мертвые - А. Столпер, 1963

Застава Ильича (Мне двадцать лет) - М. Хуциев, 1964

Иван Грозный (1 - 2 серии) - С. Эйзенштейн

Иди и смотри - Э. Климов, 1985

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж - А. Кончаловский, 1967

Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976

Калина красная - В. Шукшин, 1973

Курьер - К. Шахназаров, 1986

Летят журавли - М. Калатозов, 1957

Маленькая Вера - В. Пичул, 1987

Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977

Дама с собачкой - И. Хейфиц, 1960

Дворянское гнездо - А. Кончаловский, 1969

Месть кинематографического оператора - В. Старевич, 1913

Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966

В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968

Девять дней одного года - М. Ромм, 1961

Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968

Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976

Пацаны - Д. Асанова, 1983

Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972

Республика Шкид - Г. Полока, 1966

Я шагаю но Москве - Г. Данелия, 1963

Собачье сердце - В. Бортко, 1988

Маленькая Вера - В. Пичул, 1987

Республика Шкид - Г. Полока, 1966

Собачье сердце - В. Бортко, 1988

Месть кинематографического оператора - В. Старевич, 1913

Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972

Мечта - М. Ромм, 1941

Монолог - И. Авербах, 1972

Несколько дней из жизни И.И. Обломова - Н. Михалков, 1979

Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966

Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975

Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980

Пацаны - Д. Асанова, 1983

Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972

Покаяние - Т. Абуладзе, 1984

Республика Шкид - Г. Полока, 1966

Тихий Дон - С. Герасимов, 1957 - 1958

Утомленные солнцем - Н. Михалков, 1994

Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин, 1987

Школьный вальс - П. Любимов, 1978

Щит и меч - В. Басов, 1968

Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963

Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966

Собачье сердце - В. Бортко, 1988

Другие документы по теме
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Новой Зеландии>
<О внесении изменения в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Армении>
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции, поступающей в Российскую Федерацию с предприятий Бразилии и Аргентины>
Ошибка на сайте