<Письмо> Минобрнауки России от 21.10.2020 N МН-5/20371
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2020 г. N МН-5/20371
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере высшего образования направляет для сведения и возможного использования в работе письмо Минфина России, содержащее информацию о заключении договора о сетевой форме в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.РЯБКО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2020 г. N 12-11-17/53528
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросу заключения договора о сетевой форме в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Федеральный закон N 44-ФЗ, Федеральный закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, взаимодействующих на основании договора между организациями, указанного в части 2 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ (далее соответственно - сетевая форма, договор о сетевой форме).
Финансовое обеспечение освоения обучающимися, поступившими на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, образовательных программ осуществляется путем предоставления образовательной организации, реализующей образовательную программу, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Таким образом, отношения, возникающие в связи с реализацией сетевой формы между организациями, регулируются договором о сетевой форме, предметом которого является совместное выполнение несколькими организациями сформированного образовательной организации, в которую поступил обучающийся, государственного задания на реализацию образовательных программ.
В этой связи к заключению договоров о сетевой форме применяются положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг, и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема.
Учитывая изложенное, правоотношения по реализации сетевой формы и заключение договоров о сетевой форме не являются предметом регулирования Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ.
К указанным договорам не могут применяться нормы Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку концепция указанного Федерального закона определяет равный доступ организаций к бюджетным средствам, направляемым на финансовое обеспечение закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, то есть закупок, объекты которых непосредственно используются при выполнении функций и полномочий органов власти.
Целями регулирования Федерального закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ).
В отличие от приведенных норм Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу.
Вместе с тем вопросы правового регулирования взаимодействия соисполнителей при реализации образовательных программ в сетевой форме в настоящее время прорабатываются Минобрнауки России совместно с Минфином России.
В рамках указанной работы подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении эксперимента по обучению по программам высшего образования на основе предоставления социальных сертификатов", в рамках которого предусмотрено проведение в 2020 - 2024 годах эксперимента, в том числе по организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы в соответствии с социальным сертификатом, предусмотренным проектом федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Законопроект о социальном заказе).
В соответствии с Законопроектом о социальном заказе под социальным сертификатом понимается именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (либо его законного представителя) выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества, и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Использование социального сертификата при организации оказания услуг по реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы позволит обучающемуся самостоятельно выбрать для освоения части образовательной программы любую организацию, заключившую договор о сетевой форме, что в полной мере отвечает как интересам гражданина, так и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ Минобрнауки России подготовлен проект приказа "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ", который определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, в том числе порядок взаимодействия организаций при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, порядок зачисления обучающегося в организацию, реализующую часть образовательной программы, прохождения промежуточной аттестации в такой организации и отчисления из организации, реализующей часть образовательной программы, а также утверждает примерную форму договора о сетевой форме.
При этом в сложившихся условиях до издания соответствующих нормативных правовых актов в случае, если образовательные организации, реализующие сетевые формы, использовали Федеральный закон N 44-ФЗ, организация оказания услуг по реализации образовательных программ с использованием сетевой формы возможна в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
П.А.КАДОЧНИКОВ