Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки России от 28.06.2023 N МН-5/183427

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июня 2023 г. N МН-5/183427

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент государственной политики в сфере высшего образования информирует, что в рамках реализации пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений, предусмотренного перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 г. N Пр-589 (далее - пилотный проект), АНО "Национальное агентство развития квалификаций" совместно с советами по профессиональным квалификациям и образовательными организациями высшего образования - участниками пилотного проекта разработали методические рекомендации по реализации независимой оценки квалификации в системе высшего образования.

Направляем указанные методические рекомендации для учета в работе.

Директор Департамента

государственной политики

в сфере высшего образования

Т.В.РЯБКО

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по реализации независимой оценки квалификации в системе высшего образования (далее - Методические рекомендации) нацелены на учет профессиональных стандартов при разработке образовательных программ и формирование одной из квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон N 238) с возможностью ее подтверждения через процедуру независимой оценки квалификации. Методические рекомендации содержат нормативно-правовое обоснование, модели и формы реализации механизмов независимой оценки квалификации в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

- Федеральным законом N 238;

- Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ";

- Приказом Минобрнауки России от 06 апреля 2021 г. N 245 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее - Порядок проведения ГИА);

- Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся";

- Пунктом 5 Плана мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года, утвержденного 3 октября 2022 г., председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Шохиным.

- Подпунктом "е" пункта 1 Перечня поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, утвержденного Президентом Российской Федерации, в части, касающейся реализации пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе путем проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования.

2. Термины и сокращения, используемые в Методических рекомендациях

2.1. Термины, используемые в Методических рекомендациях.

Высшее образование - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы - согласование организациями, участвующими в сетевом взаимодействии, целей и задач сотрудничества в области сетевого взаимодействия, периода обучения, учебных дисциплин, содержания и трудоемкости учебных планов или их отдельных частей (модулей или дисциплин) и других вопросов, необходимых для сетевого взаимодействия в каждом конкретном случае.

Государственная итоговая аттестация - процедура, проводимая государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (государственного образовательного стандарта) или образовательного стандарта. <1>

--------------------------------

<1> Пункт 2 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 636.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. <2>

--------------------------------

<2> Часть 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. <3>

--------------------------------

<3> Статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная Центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ.

Независимая оценка качества образования - получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся - процедура, проводимая по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества. <4>

--------------------------------

<4> Статья 7 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".

Центр оценки квалификации - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

2.2. Сокращения, используемые в Методических рекомендациях.

ВО - высшее образование;

ОПОП ВО - основная профессиональная образовательная программа высшего образования (программа бакалавриата, программа специалитета или программа магистратуры);

ГИА - государственная итоговая аттестация;

ПА - промежуточная аттестация;

ГЭК - государственная экзаменационная комиссия;

ЛНА - локальный нормативный акт;

ПС - профессиональный стандарт;

ТД - трудовое действие, процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная цель, система приемов, операций, движений (предмет оценки в независимой оценке квалификации);

ТФ - трудовая функция, повторяющаяся профессиональная задача, система трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающая наличие необходимых компетенций для их выполнения (предмет оценки в независимой оценке квалификации);

ОТФ - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

НОК - независимая оценка квалификации;

НОКПО - независимая оценка качества подготовки обучающихся;

ЦОК - центр оценки квалификации;

СПК - совет по профессиональным квалификациям.

3. Нормативные правовые основания использования механизмов

НОК в системе высшего образования

3.1. В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

3.2. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ сетевая форма реализации образовательных программ (далее - Сетевое взаимодействие) - форма, обеспечивающая возможность освоения образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов иных организаций.

3.3. В соответствии с частью 8.1. статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ ОПОП ВО в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе ПС (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

3.4. В соответствии со статьей 59 Федерального закона N 273-ФЗ ГИА имеет целью определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям ФГОС ВО или образовательного стандарта, самостоятельно разрабатываемого образовательной организацией.

3.5. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 636, в состав ГЭК входят председатель указанной комиссии и не менее 4 членов указанной комиссии. Председатель ГЭК утверждается из числа лиц, не работающих в данной организации, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора либо являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей и их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности. Члены ГЭК являются ведущими специалистами - представителями работодателей и их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности и (или) лицами, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу данной организации (иных организаций) и (или) к научным работникам данной организации (иных организаций) и имеют ученое звание и (или) ученую степень. Доля лиц, являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (включая председателя государственной экзаменационной комиссии), в общем числе лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии, должна составлять не менее 50 процентов.

3.6. В соответствии со статьей 58 Федерального закона N 273-ФЗ Формы проведения ПА определяются образовательной организацией самостоятельно.

3.7. Подтверждение соответствия квалификации положениям ПС или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентировано Федеральным законом N 238-ФЗ и осуществляется ЦОК посредством проведения процедуры НОК.

3.8. В рамках реализации ОПОП ВО может быть сформирована и подтверждена посредством процедуры НОК квалификация в соответствии с Федеральным законом N 238.

НОК, являясь комплексной процедурой подтверждения соответствия приобретаемой квалификации обучающегося положениям ПС, на основе которых разработаны соответствующие ОПОП ВО, может применяться в том в том числе в рамках ГИА, ПА, НОКПО (в соответствии со статьей 95.1 Федерального закона N 273-ФЗ), а также процедуры оценки качества образовательной программы, являющейся ее неотъемлемой частью.

Невозможность проведения процедуры НОК, в том числе в рамках вышеизложенных процедур, законодательством в сфере высшего образования не установлена.

4. Формы взаимодействия образовательной организации с ЦОК

и Модели реализации НОК

4.1. При реализации ОПОП ВО образовательные организации могут использовать следующие формы взаимодействия с ЦОК:

Форма N 1. Сетевое взаимодействие с ЦОК при реализации ОПОП ВО.

Форма N 2. Реализация НОКПО и заключение с ЦОК договора о проведении соответствующей процедуры.

4.2. При реализации ОПОП ВО образовательные организации могут использовать следующие модели применения НОК:

Модель N 1. НОК как элемент системы оценки качества ОПОП ВО (в данной модели может применяться любая форма взаимодействия с ЦОК).

Модель N 2. Сопряжение процедуры ГИА (ПА) и НОК. Две процедуры сопряжены в части оценочных средств и проводятся одновременно. Образовательная организация и ЦОК применяют различные подходы (методики) оценивания. В данной модели рекомендуется реализация Формы N 2 взаимодействия с ЦОК.

4.3. Формы взаимодействия образовательной организации с ЦОК и модели реализации НОК отражаются образовательной организацией наряду с другими особенностями реализации ОПОП ВО в заключаемых договорах с ЦОК.

4.4. Договоры, заключаемые образовательной организацией с ЦОК, должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации, в том числе в сфере образования.

4.5. В случае, если квалификация не утверждена, ее подтверждение процедурой НОК не представляется возможным.

Информация об утвержденных квалификациях размещается автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство развития квалификаций" в Реестре сведений о проведении НОК на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://nok-nark.ru (далее - Реестр).

4.6. Требования к квалификациям, по которым проводится НОК, разрабатываются СПК на основе положений ПС, которые входят в периметр ответственности СПК. Информация о том, какие профессиональные стандарты отнесены к полномочиям определенного СПК, размещена в Реестре по ссылке: https://nok-nark.ru/spk/list/.

Квалификации могут разрабатываться СПК также на основе иных квалификационных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и квалификационных характеристик, связанных с видами профессиональной деятельности (в соответствии с приказом Минтруда России от 11 июля 2022 г. N 410н "Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации"). Независимо от сценария разработки требований к квалификации, вся информация о действующих в нормативном поле Российской Федерации востребованных квалификациях размещена в Реестре в разделе "Сведения о квалификациях".

В сведениях о квалификации, размещенных в Реестре, указано, какие именно положения ПС вошли в ее описание.

4.7. При выборе квалификации важно проанализировать следующие сведения: наименование и реквизиты ПС и/или квалификационного требования, на основании которого разработана квалификация, уровень (подуровень) квалификации, список ТФ, ТД, умений, знаний, образующих квалификацию, документы для прохождения профессионального экзамена, сведения об оценочных средствах.

Рекомендуется учитывать следующее:

- квалификация разработана на основании ПС, который(-ые) был(-и) использован(-ы) при формировании образовательной программы;

- в требованиях к квалификации отсутствует указание обязательности практического опыта или считается достаточным практический опыт до 1 года;

- указанный для трудовых функций, входящих в описание квалификации, код ОКСО (при наличии) соответствует направлению подготовки (специальности), по которой разработана образовательная программа;

- в качестве документов для прохождения профессионального экзамена могут быть предоставлены не только документы об образовании, но и справка об обучении на старших курсах или заверенная копия зачетной книжки <5>.

--------------------------------

<5> В соответствии с решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Пункты 2.1 - 2.4 Протокола N 37 от 26 июня 2019 года) СПК вправе самостоятельно устанавливать требования к документам для прохождения профессионального экзамена, в том числе допускать прохождение НОК на основании Если в описании квалификации соответствующие документы не указаны, но при этом отсутствует требование к практическому опыту свыше 1 года, вопрос о допуске обучающихся к НОК может быть согласован с СПК. В этом случае возможно оперативное внесение технических правок в описание квалификации, что предусмотрено Приказом Минтруда России от 11 июля 2022 г. N 410н.

В соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н высшему образованию соответствуют 6 и 7 уровни квалификации, однако в рамках реализации ОПОП ВО может предусматриваться и освоение квалификаций 4 и 5 уровней.

4.8. Квалификация может считаться сформированной в рамках ОПОП ВО в случае, если обучающимися в полном объеме осваивается необходимый перечень профессиональных компетенций, соответствующий набору ТФ и ТД выбранной из Реестра квалификации.

4.9. Образовательной организации вне зависимости от выбранной формы взаимодействия с ЦОК и модели реализации НОК рекомендуется провести самообследование ОПОП ВО на предмет соответствия требованиям квалификации.

Самообследование может быть проведено, в том числе, с применением программного комплекса "Качество образования" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://sok.ao-nk.ru. Алгоритм самообследования, а также инструкция по работе с программным комплексом представлены в Приложении N 1.

По результатам самообследования необходимо убедиться, что:

- требования к результатам освоения образовательной программы (профессиональные компетенции и индикаторы их достижения) соответствуют требованиям профессионального стандарта к квалификации (трудовым функциям, трудовым действиям, умениям и знаниям, входящим в описание квалификации);

- в учебном плане ОПВО есть дисциплины, курсы, модули, практики, обеспечивающие подготовку обучающихся в соответствии с требованиями ПС к квалификации.

4.10. После проведения самообследования образовательная организация определяет квалификацию для подтверждения в рамках сетевой реализации ОПОП ВО или в формате НОКПО.

4.11. После определения квалификации образовательная организация заключает с ЦОК договор о Сетевом взаимодействии или договор о проведении НОКПО, включающий все необходимые условия и особенности проведения НОК.

4.12. Процедура проведения НОК осуществляется в формате профессионального экзамена в 2 этапа: теоретический и практический.

4.13. Независимо от выбранной модели ЦОК не позднее 30 календарных дней до проведения совмещенной процедуры предоставляет образовательной организации бланки документов для заполнения соискателями (заявление соискателя о проведении профессионального экзамена, индивидуальный график проведения профессионального экзамена (в соответствии с расписанием ГИА (ПА)), договор в отношении каждого соискателя о проведении НОК) и информационные материалы для ознакомления соискателей - обучающихся образовательной организации (или ссылку на страницу сайта ЦОК в сети Интернет с информационными материалами для ознакомления соискателей - обучающихся образовательной организации).

Сотрудник образовательной организации передает ЦОК комплект документов обучающихся-соискателей. Согласие на обработку и использование персональных данных обучающийся подписывает вместе с заявлением. Сотрудник ЦОК осуществляет прием и проверку заявлений, копий паспортов, индивидуальных графиков, справок образовательной организации в отношении каждого соискателя об обучении, заверенных копиях зачетных книжек и предоставляет образовательной организации и соискателям письменные уведомления о приеме и результатах проверки комплектов документов.

5. Модель N 1. НОК как элемент системы оценки

качества ОПОП ВО

5.1. ЦОК проводит НОК на любом этапе освоения ОПОП ВО. Результаты НОК могут быть отражены на результатах ГИА в случае разработки образовательной организацией соответствующего ЛНА.

5.2. Допуском к НОК является справка об обучении или заверенная копия зачетной книжки.

5.3. По итогам успешного прохождения НОК ЦОК на основании решения СПК принимает решение о выдаче обучающемуся свидетельства о НОК, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключения о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для обучающегося.

5.4. ЦОК выдает свидетельство о НОК обучающемуся в случае успешного прохождения ГИА и получения диплома о высшем образовании. При этом в случае, если обучающийся уже имеет документ о среднем профессиональном образовании и (или) свидетельство о профессии рабочего/должности служащего в соответствии с требованиями подтверждаемой квалификации, свидетельство о НОК может быть выдано до проведения процедуры ГИА, а также вне зависимости от результатов указанной процедуры.

6. Модель N 2. Сопряжение процедуры ГИА (ПА) и НОК

6.1. Образовательная организация согласовывает с СПК оценочные средства по НОК в части оцениваемых знаний и умений для определения возможности интегрирования процедуры НОК в процедуру ПА или ГИА (части ГИА).

6.2. Результаты НОК оцениваются в соответствии с дихотомической (двухбалльной) шкалой: сдан - не сдан. Результаты ГИА предполагают четырехбалльную шкалу.

При включении НОК в процедуру ПА или ГИА (части ГИА) образовательной организации необходимо определить критерии для оценивания заданий (этапов) НОК по четырехбалльной шкале и утвердить их соответствующим ЛНА. Критерии оценивания рекомендуется согласовать с соответствующим СПК.

6.3. В условиях совмещения НОК с ГИА (части ГИА) или ПА для перевода результатов теста в четырехбалльную шкалу целесообразно установить % выполнения заданий для каждой отметки. Например:

"отлично" - выполнение не менее 80% заданий;

"хорошо" - выполнение не менее 65% заданий;

"удовлетворительно" - выполнение не менее 50% заданий;

"неудовлетворительно" - выполнение менее 50% заданий.

В целях перевода результатов практического этапа в четырехбалльную шкалу рекомендуется:

- оценивать каждый из критериев, установленных в оценочных средствах НОК, в диапазоне 0 - 3, где 3 (оценка "отлично") - точное выполнение задания в соответствии с установленным эталоном, 2 - незначительные немногочисленные (например, 1 - 2) погрешности в выполнении задания (незначительное отклонение от нормы), 1 - более 2 погрешностей, но допустимое снижение качества (продукт (услуга) может быть использован), 0 - брак, несовместимый с использованием продукта (услуги);

- суммировать полученные баллы, установив соответствие с балльной шкалой - от 2 до 5, например, при наличии 3 оцениваемых критериев. Например:

- "отлично" - 9 баллов,

- "хорошо" - 6 - 8 баллов,

- "удовлетворительно" - 3 - 5 баллов,

- "неудовлетворительно" - меньше 3 баллов.

Соответствие результата требованиям к квалификации признается только в случае отличной оценки.

6.4. Образовательная организация и ЦОК определяют единую дату проведения ГИА и НОК.

6.5. Допуском к НОК является справка об обучении или заверенная копия зачетной книжки.

6.6. Представители образовательной организации, входящие в состав ГЭК, присутствуют на процедуре НОК в качестве наблюдателей <6> и оценивают правильность выполнения заданий (этапов НОК) в соответствии с критериями, разработанными в соответствии с абзацем 2 пункта 6.2 и пунктом 6.3. Методических рекомендаций.

--------------------------------

<6> В соответствии с пунктом 12 Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1204 от 16 ноября 2016 г.) при проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Минтруда России, СПК. СПК может наделить членов ГЭК, представителей образовательной организации, иных образовательных и (или) научных организаций, включенных в состав ГЭК, полномочием представлять на профессиональном экзамене СПК в статусе наблюдателей.

6.7. При проведении ГИА (ПА) - НОК ведутся два протокола: протокол ГИА (ПА) и протокол профессионального экзамена.

Обсуждение и голосование для определения результатов ГИА (ПА) (оценок "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") начинается после того, как сданы экспертные (оценочные) листы (ведомости) членов экспертной комиссии ЦОК.

6.7. По итогам успешного прохождения НОК в течение 30 дней ЦОК на основании решения СПК принимает решение о выдаче обучающемуся свидетельства о НОК, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключения о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для обучающегося.

При успешной сдаче НОК и ГИА обучающимся выдается документ о высшем образовании соответствующего уровня и свидетельство о НОК.

При успешной сдаче ГИА и неудовлетворительной оценке по НОК обучающимся выдается документ о высшем образовании соответствующего уровня и заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для обучающегося.

При успешной сдаче НОК и неудовлетворительной сдаче ГИА выдача документа об образовании обучающимся не представляется возможной. При этом в случае, если обучающийся уже имеет документ о среднем профессиональном образовании и (или) свидетельство о профессии рабочего/должности служащего в соответствии с требованиями подтверждаемой квалификации, свидетельство о НОК может быть выдано вне зависимости от результатов ГИА.

6.8. Применение НОК в соответствии с моделью N 2 рекомендуется проводить в соответствии с алгоритмом, приведенным в Приложении N 2.

7. Взаимодействие образовательной организации с СПК

7.1. Образовательные организации осуществляют взаимодействие с СПК, в том числе посредством следующих процедур:

- согласование оценочных средств по НОК в части оцениваемых знаний и умений, в том числе при выборе Модели N 2, а также согласование критериев оценивания НОК по четырехбалльной шкале;

- проведение профессионально-общественной аккредитации в соответствии со статьей 96 Федерального закона N 273-ФЗ;

- проведение экспертизы фондов оценочных средств по дисциплинам (модулям) ОПОП ВО на предмет соответствия требованиям ПС.

7.2. СПК доводит до сведения образовательной организации особенности проведения процедуры НОК и алгоритмы подачи заявлений в ЦОК.

7.3. В случае реализации сетевой образовательной программы представители СПК и (или) ЦОК могут проводить разъяснительную мотивационную лекцию о Национальной системе развития квалификаций, процедуре НОК и ее особенностях (преимуществах) для обучающихся.

7.4. Образовательная организация и СПК могут заключать соглашения о развитии Национальной системы квалификаций и повышения качества профессионального образования.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

ПОШАГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС "СОК" В ЦЕЛЯХ

РАЗРАБОТКИ/ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Видеоисточники:

Что такое программный комплекс "СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА": https://www.youtube.com/watch?v=kmLLYFO1HiI.

ШАГ 1. Заявка

Образовательная организация направляет заявку на доступ к ресурсу "СОК" в свободной форме на электронную почту spkchs@mail.ru, указывая в заявке следующую информацию об образовательной организации:

Также указывается администратор образовательной организации (далее - Администратор "СОК") и электронную почту, к которой будет привязан доступ к ресурсу "СОК".

Администратор "СОК" получает на заявленную электронную почту письмо-подтверждение аккаунта и нажимает на кнопку "Подтвердить создание аккаунта".

Администратор ОО переходит на сайт https://sok.ao-nk.ru/ и вводит свой логин и пароль для входа в систему. Перед ним открывается раздел его образовательной организации. На примере указана "ТЕСТОВАЯ" организация

При переходе в образовательную организацию открывается окно следующего содержания:

Администратору ОО доступно редактирование раздела "Информация об организации" и "образовательные программы".

ШАГ 2. Создание образовательной программы

Для создания новой образовательной программы необходимо нажать кнопку , которая находится в правой стороне раздела "Образовательные программы.

Администратору "СОК" необходимо внести информацию по образовательной программе в соответствии с представленной картинкой ниже:

ШАГ 3. Выбор ФГОС

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) следует выбрать в соответствии с кодом ОКСО либо добавить стандарт, утверждаемый образовательной организацией самостоятельно.

В разделе "Компетенции" необходимо добавить компетенции в соответствии с выбранным ФГОС (в соответствии с ОКСО)

В правой части будут представлены компетенции, содержащиеся в ФГОС, которые необходимо перенести в левую часть экрана (как продемонстрирует система "СОК" на всплывающем окне):

ШАГ 4. Выбор профессионального стандарта

Для выбора профессионального стандарта, на который ориентирована образовательная программа, необходимо нажать кнопку в соответствующем разделе

Для добавления профессионального стандарта рекомендуем внести код "ОКВЭД", содержащийся в приказе Минтруда России об утверждении соответствующего профессионального стандарта:

Для определения трудовых функций и трудовых действий, на которые ориентирована программа необходимо развернуть выбранный профессиональный стандарт:

В профессиональном стандарте необходимо определить трудовые функции (ТФ), на которые ориентирована образовательная программа

Важно!

При выборе профессиональных стандартов необходимо учитывать ВПД (вид профессиональной деятельности)

Шаг 5. Определение квалификации

В процессе заполнения раздела профессионального стандарта образовательная организация сможет определить какую квалификацию(ии) образовательная организация формирует в соответствии с требованиями соответствующих профессиональных стандартов и Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".

вправе определить КВАЛИФИКАЦИЮ (в соответствии с трудовым законодательством), на которую(ые) ориентирована(ы) образовательная программа:

Система "СОК" сама посчитает в каком соотношении в % сформирована та или иная квалификация

Важно!

Раздел выбора квалификаций сопряжен с реестром АНО "НАРК": https://nok-nark.ru/

Необходимо перейти в раздел "Сведения о квалификациях":

Для того, чтобы найти утвержденную квалификацию, необходимо внести название профессионального стандарта, например, "Специалист по пожарной профилактике"

После этого можно выбрать необходимые квалификации

Шаг 6. Анкета работодателя

Региональная особенность профессионального стандарта

Обращаем внимание, что трудовые функции/трудовые действия могут быть расширены (конкретизированы) работодателем с учетом особенностей региона.

Для этого Администратор ОО должен определить работодателя, указав организацию-работодателя, ФИО лица, ответственного за определение региональной особенности профессионального стандарта.

После того, как будут внесены данные по "наименованию организации" и "ФИО ответственного лица" Администратор ОО сможет нажать кнопку "СФОРМИРОВАТЬ ССЫЛКУ".

Сформированную ссылку можно направить работодателю вместе с кодом доступа в раздел профессиональных стандартов:

Работодатель, перейдя по ссылке и введя код доступа, сможет попасть в раздел "Профессиональные стандарты" и добавить региональные особенности к Трудовым функциям и (или) Трудовым действиям.

К региональным особенностям можно отнести, в том числе:

- применение специализированной техники;

- климатические условия, влияющие на принцип работы, в том числе применение особого обмундирования;

- специфика выполнения/организации работ в регионе;

- наличие объектов в регионе, влияющих на выполнение тех или иных трудовых функций/действий.

После выбора трудовых функций необходимо провести "связи" между трудовыми функциями и компетенциями, формируемыми в результате освоения образовательной программы:

Для определения связей между трудовыми функциями и компетенциями рекомендуем сформировать соответствующую рабочую группу образовательной организации.

Шаг 7. Редактор связей

В "Редакторе связей" существует 3 раздела: "связь компетенций с трудовыми функциями", "связь умений и знаний с дисциплинами", "визуализация связей дисциплин".

К задачам рабочей группы относится проведение связей между Трудовыми функциями и компетенциями.

Важно!

Все Трудовые функции и все ПК (профессиональные компетенции) должны быть соотнесены друг с другом.

Вместе с тем определение ОК (общекультурных компетенций) к трудовым функциям профессионального стандарта относится к компетенции образовательной организации.

Рабочая группа проводит связь между умениями и знаниями, содержащимися в профессиональном стандарте, с дисциплинами (модулями), содержащимися в образовательной программе:

Для добавления дисциплины (модуля) Администратору ОО необходимо нажать на

Перечень дисциплин (модулей) можно также внести в соответствующем разделе:

После внесения дисциплин (модулей) образовательной программы Администратору ОО доступна визуализация связей дисциплин с трудовыми функциями, трудовыми действиями и умениями/знаниями в профессиональном стандарте:

Шаг 8. Матрицы компетенций

Программный комплекс "СОК" позволяет сформировать разные типы матриц компетенций, в том числе с разрезе трудовых функций и в разрезе квалификаций.

* Матрица компетенций

* Матрица компетенций

* Матрица квалификаций (в разрезе конкретной квалификации)

Система позволяет провести аналитику сформированности квалификации в разрезе трудовых функций и дисциплин (модулей)

ШАГ 9. Компетентностная модель выпускника

По результатам проведенного образовательной организацией самообследования формируется КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА.

Компетентностную модель выпускника можно сформировать в соответствующем разделе:

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

1. Код и наименования ФГОС

2. Квалификация(ии) в соответствии с ФГОС

3. Профессиональный стандарт(ты)

4. Квалификации по ПС

5. Профиль (если имеется)

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Область профессиональной деятельности

Вид (виды) профессиональной деятельности

2. НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ВИДОМ (ВИДАМИ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА КОТОРЫЙ (КОТОРЫЕ) ОРИЕНТИРОВАНА ДАННАЯ ПРОГРАММА (ПС и анализ рынка труда).

Компетенции

Трудовые функции

ПС <*>

--------------------------------

<*> Если отсутствует ПС, поле остается пустым. Запрос работодателя размещается в поле Трудовые Функции.

3. СОВОКУПНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Компетенция

Знание, умение

Дисциплины; Модули;

Практики, Стажировка

4. РЕЗУЛЬТАТ В РАЗРЕЗЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ, ПРАКТИКИ И Т.Д.)

Компетенция

ТФ

ТД

Знание, умение

5. Матрица компетенций (табличная, график) - I дисциплины, ___ компет.

6. Матрица ТФ - I дисциплины, ___ ТФ (в общем по всем ПС)

7. Матрица квалификаций I - дисциплины, ___ все ТФ входящие в данную квалификацию.

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

АЛГОРИТМ

ПРИМЕНЕНИЯ НОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП ВО

N

Этап

Описание этапа и комментарии

Результаты этапа

Нормативно-правовые акты

1

Определение возможности сопряжения ГИА (ПА) - НОК в рамках образовательной программы

1.1

Организация мероприятий для определения возможности проведения ГИА (ПА) в форме НОК

1. Формирование рабочей группы из числа профессорско-преподавательского состава образовательной организации, методистов и представителей ФУМО для проведения анализа ОПОП на предмет ее соответствия в части требований к результатам освоения программы и требований к квалификации соответствующего ПС, по которой может быть проведена НОК для выпускников.

1. Распорядительный документ образовательной организации о создании рабочей группы.

2. Распорядительный документ образовательной организации о направлении на обучение членов рабочей группы.

1. Федеральный закон N 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 12).

2. Федеральный закон N 238 от 03.07.2016 г. "О независимой оценке квалификаций".

2. При необходимости, обеспечение для членов рабочей группы обучения методологии разработки профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств, а также и проведения процедур НОК.

3. Определение профильного СПК и ЦОК и организация взаимодействия с ним.

1.2

Определение возможности сопряжения ГИА (ПА) с НОК

1. Анализ ОПОП на предмет соответствия в части требований к результатам освоения программы (профессиональных компетенций) и требований к квалификации соответствующего ПС, по которой может быть проведена НОК для выпускников, оценка полноты покрытия требований к профессиональной квалификации.

1. Заключение Рабочей группы о соответствии/несоответствии требований к результатам освоения образовательной программы требованиям ПС к квалификации и возможности/невозможности сопряжения ГИА и НОК.

1. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн

2. Постановление Правительства Российской Федерации N 23 от 22.01.2013 г. "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов"

3. Приказ Минтруда России N 410н от 11 июля 2022 г. "Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится НОК".

<*> Возможен вариант, когда ОПОП обеспечивает освоение нескольких квалификаций.

2. Распорядительный документ образовательной организации об актуализации образовательной программы (в случае необходимости)

2. Анализ ОПОП в части соответствия требований к результатам освоения программы (профессиональных компетенций), соотнесенных с профессиональной квалификацией, и примеров оценочных средств, размещенных в Реестре НОК, а также на сайте соответствующего СПК.

3. Анализ ЛНА образовательной организации, регулирующих ГИА (ПА).

4. Анализ НПА по НОК и процедур НОК.

5. Определение возможной формы сопряжения ГИА (ПА) и НОК

2

Подготовительные мероприятия обеспечения ГИА (ПА) - НОК

2.1

Выработка решения о сопряжении ГИА (ПА) - НОК

Консультации образовательной организации с профильным СПК и ЦОК по выбору:

1. Оформленная позиция Рабочей группы о площадке проведения совмещенной процедуры Актуализированные ЛНА образовательной организации, регулирующие ГИА (ПА)

1. Федеральный закон N 238 от 03.07.2016 г. "О независимой оценке квалификаций".

- ОПОП и соответствующих квалификаций;

2. Федеральный закон N 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации".

- площадки проведения НОК (на базе самого ЦОК или на базе образовательной организации, в случае наделения ее полномочиями экзаменационного центра (далее - ЭЦ ЦОК));

3. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена"

- оценочных средств для проведения НОК.

Внесение необходимых изменений в ЛНА образовательной организации, регулирующих ГИА (ПА), разработка дополнительных документов, в случае необходимости

2.3

Создание ЭЦ ЦОК на базе образовательной организации (в случае необходимости)

1. Консультации с СПК и ЦОК по наделению образовательной организации полномочиями ЭЦ ЦОК.

1. Приказ о создании ЭЦ ЦОК и назначении его руководителя.

1. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

2. Проверка соответствия материально-технического обеспечения площадок образовательной организации требованиям оценочных средств НОК.

<*> Разработка должностной инструкции руководителя ЭЦ ЦОК.

3. Подготовка соответствующего пакета документов для заявления в СПК о наделении образовательной организации статусом ЭЦ ЦОК.

2. Проект Положения об ЭЦ ЦОК.

3. Заявка в СПК о наделении полномочиями ЭЦ ЦОК.

2. Приказ Минтруда России N 759н от 19.12.2016 г. "Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций на соответствие которым проводится НОК"

4. Направление в СПК заявления образовательной организации о наделении полномочиями ЭЦ ЦОК.

4. Решение СПК о наделении образовательной организации полномочиями ЭЦ ЦОК

5. Решение СПК о получении (отказ в получении) образовательной организацией полномочий ЭЦ ЦОК

2.4

Анализ оценочных средств для проведения ГИА (ПА) - НОК

1. Анализ рабочей группой и экспертами ЦОК оценочных средств для применения НОК в рамках ГИА (ПА).

2. Сопряжение используемых шкал оценки ГИА и НОК.

3. Актуализация ОС по соответствующей профессиональной квалификации и решение СПК об их утверждении (в случае необходимости).

1. Сопряжение используемых шкал оценки ГИА и НОК (в случае необходимости)

2. Актуализированные ОС по ПК (в случае необходимости)

1. Приказ Минтруда России N 601н от 01.11.2016 г. "Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения НОК"

3

Организация и проведение процедур ГИА (ПА) - НОК

3.1

Разработка программы (графика) проведения ГИА (ПА) - НОК

1. Формирование списков обучающихся, претендующих на подтверждение квалификации, для прохождения ГИА (ПА) - НОК, с целью оценки и распределение ресурсов ЦОК и образовательной организации.

2. Разработка (актуализация) и утверждение программы (или графика), определяющей дату, место и время проведения ГИА (ПА) НОК.

1. Списки обучающихся для прохождения ГИА (ПА) - НОК.

2. Утвержденная программа проведения ГИА (ПА) - НОК

1. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

3.3

Формирование экспертной комиссии

1. Формирование экзаменационной(-ых) комиссии(-ий) для проведения ГИА в форме НОК возможно в разных вариантах:

- формирование и утверждение ГЭК (экзаменационной комиссии для проведения ПА) с включением в ее состав не менее трех экспертов ЦОК;

- формирование двух самостоятельных комиссий - экзаменационной комиссии из экспертов ЦОК и ГЭК (или экзаменационной комиссии из преподавателей образовательной организации.

1. Распорядительный документ образовательной организации об утверждении состава экспертной комиссии для проведения ГИА (ПА) - НОК.

2. Программа проведения ГИА (ПА) - НОК

3. Распорядительный документ ЦОК о формировании экспертной комиссии ЦОК

1. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

рекомендуется использовать первый вариант

<**> Список экспертов ЦОК формируется на основании Базы экспертов с квалификацией, подтвержденной СПК.

3.4

Подготовка обучающихся к проведению ГИА (ПА) - НОК

1. Организация и проведение мероприятий в образовательной организации по разъяснению процедуры ГИА (ПА) - НОК преподавателям и студентам.

1. Программа мероприятий по разъяснению процедуры ГИА (ПА) - НОК преподавателям и студентам.

1. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

2. Размещение документов по ГИА (ПА) - НОК на информационных стендах, сайте образовательной организации.

3.5

Формирование пакета документов обучающегося для прохождения ГИА (ПА) - НОК

1. Определение перечня документов соискателя (студента), которые будут являться допуском к НОК:

1. Распорядительный документ ЦОК о проведении НОК в соответствии с утвержденной программой проведения ГИА (ПА) - НОК.

1. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

- Заявление обучающегося о проведении НОК

- Согласие обучающегося на обработку ЦОК персональных данных;

- Справка об обучении, заверенная образовательной организаций

2. Сбор и подача в ЦОК пакета документов на прохождение НОК обучающимися.

3. Информирование обучающихся о принятии заявлений, а также о дате, месте и форме проведения ГИА (ПА) - НОК.

3.6

Проведение ГИА (ПА) - НОК

1. Допуск обучающегося до прохождения ГИА (ПА) - НОК (регистрация, инструктаж и т.п.).

2. Проведение теоретической и/или практической части НОК в соответствии с требованиями ОС для НОК и программой проведения ГИА (ПА) - НОК.

3. Оформление протокола экспертной комиссии ЦОК.

4. Направление Решения экспертной комиссии ЦОК в СПК.

5. Информирование обучающихся о результатах ГИА (ПА)

1. Протокол экспертной комиссии ЦОК.

2. Направление протокола и соответствующих документов в СПК.

3. Решение ГЭК в день проведения ГИА (ПА)

1. Федеральный закон N 238 от 03.07.2016 г. "О независимой оценке квалификаций.

2. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

3.7

Признание результатов НОК

1. Решение СПК о признании результатов НОК на основании протокола экспертной комиссии ЦОК (ЭЦ ЦОК).

1. Протокол СПК

1. Федеральный закон N 238 от 03.07.2016 г. "О независимой оценке квалификаций.

2. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

3.8

Выдача обучающемуся документа о квалификации

1. Выдача документа о квалификации по результатам ГИА (ПА) - НОК

1. Диплом об образовании и квалификации, полученной в рамках освоения образовательной программы.

2. Свидетельство о квалификации (заключение о прохождении НОК), согласно Федерального закона N 238-ФЗ.

1. Федеральный закон N 238 от 03.07.2016 г. "О независимой оценке квалификаций.

2. Внесение сведений в Реестр о НОК

2. Постановления Правительства Российской Федерации N 1204 от 16.11.2016 г. "Об утверждении правил проведения Центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена".

3. Приказ Минтруда России N 725 от 12.12.2016 г. "Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, Порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена".

4. Приказ Минтруда России N 649 от 15.11.2016 г. "Об утверждении порядка формирования и ведения Реестра сведений о проведении НОК и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре".

Другие документы по теме
"О применении Решения Совета директоров Банка России от 18.03.2022"
(утв. Минспортом России 26.06.2023, Общероссийской общественной организацией "Федерация гребного спорта России")
"О порядке формирования показателя "Признак потребительского кредита (займа)"
Ошибка на сайте