<Письмо> Минобрнауки России от 21.05.2025 N МН-5/1010
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 мая 2025 г. N МН-5/1010
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В связи с поступающими обращениями по вопросу о предоставлении мер поддержки гражданам, заключившим договор о целевом обучении, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации взамен письма от 20 мая 2025 г. N МН-5/1000 направляет соответствующую справочную информацию для использования в работе.
Врио директора Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Е.В.ТУМАКОВА
Приложение
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАНИНУ, ЗАКЛЮЧИВШЕМУ
ДОГОВОР О ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ
1. Об обязанностях заказчиков, заключивших договор о целевом обучении
Существенным условием договора о целевом обучении является обязательство заказчика целевого обучения (далее - заказчик) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Это означает, что заказчик обязан обеспечить предоставление гражданину мер поддержки в период обучения. При этом заказчик может обеспечить предоставление этих мер двумя способами: либо путем непосредственного предоставления мер поддержки, либо путем организации их предоставления. То есть если договором о целевом обучении устанавливается, что гражданин будет осуществлять трудовую деятельность не у заказчика, а в другой организации или у индивидуального предпринимателя (далее - работодатель), то заказчик может организовать предоставление гражданину мер поддержки работодателем.
Меры поддержки включают в себя меры материального стимулирования, оплату профессионального обучения и дополнительного образования за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период целевого обучения и (или) другие меры.
Положением о целевом обучении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", установлено, что стороны договора о целевом обучении самостоятельно определяют перечень мер поддержки с указанием порядка, сроков, а также размеров и (или) иных характеристик их предоставления (при необходимости) (подпункт "а" пункта 5 Положения о целевом обучении).
2. О размере мер материального стимулирования в период обучения гражданина
Согласно части 1.1 статьи 71.1 Федерального закона N 273-ФЗ в случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и специалитета, меры материального стимулирования в период обучения гражданина устанавливаются в объеме не ниже размера государственной академической стипендии, назначаемой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273-ФЗ (далее - государственная академическая стипендия).
Данная норма является императивной. В связи с этим норму о том, что стороны договора о целевом обучении самостоятельно определяют перечень мер поддержки, необходимо применять с учетом части 1.1 статьи 71.1 Федерального закона N 273-ФЗ, то есть в случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и специалитета, перечень мер поддержки, определяемый сторонами договора о целевом обучении, должен в обязательном порядке включать в себя материальное стимулирование в объеме не ниже размера государственной академической стипендии.
Справочная информация о порядке назначения государственной академической стипендии
Частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия в порядке, установленном Минобрнауки России.
Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663 (далее - Порядок назначения стипендии).
Размер государственной академической стипендии студентам не может быть меньше норматива, установленного Правительством Российской Федерации с учетом уровня инфляции (пункт 3 Порядка назначения стипендии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 1390 (далее - постановление N 1390) утверждены Правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - Правила формирования стипендиального фонда) и нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - нормативы стипендиального фонда).
Норматив государственной академической стипендии студентам, обучающимся по программам бакалавриата, программам специалитета, установленный постановлением N 1390 (далее - федеральный норматив академической стипендии), составляет 1 484 рубля в месяц (пункт 1 нормативов стипендиального фонда). Объем стипендиального фонда рассчитывается с учетом районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районный коэффициент) (пункт 6 Правил формирования стипендиального фонда).
3. О расчете мер материального стимулирования на 2024/25 и 2025/26 учебные годы
С учетом того, что меры материального стимулирования в период обучения гражданина устанавливаются в объеме не ниже размера государственной академической стипендии, при применении части 1.1 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ необходимо руководствоваться следующим.
1. Минимальный размер государственной академической стипендии определяется в соответствии с федеральным нормативом академической стипендии с учетом уровня инфляции и районного коэффициента.
2. Уровень инфляции ежегодно утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
3. Размер стипендии на 2024/25 учебный год рассчитывается следующим образом.
В 2023/24 учебном году размер стипендии с учетом уровня инфляции составил 1967 рублей.
На 2024 год уровень инфляции составляет 5,1% (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 175-ФЗ).
Для расчета размера стипендии на 2024/25 учебный год размер стипендии 2023/24 учебного года (1967 рублей) нужно увеличить на уровень инфляции 2024 года (5,1%).
Таким образом, размер стипендии на 2024/25 учебный год с учетом уровня инфляции составляет 2067 рублей (без учета районного коэффициента).
4. Размер стипендии на 2025/26 учебный год рассчитывается следующим образом.
В 2024/25 учебном году размер стипендии с учетом уровня инфляции составляет 2067 рублей.
На 2025 год уровень инфляции составляет 4,5% (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2024 г. N 419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов").
Для расчета размера стипендии на 2025/26 учебный год размер стипендии 2024/25 учебного года (2067 рублей) нужно увеличить на уровень инфляции 2025 года (4,5%).
Таким образом, размер стипендии на 2025/26 учебный год с учетом уровня инфляции составляет 2160 рублей (без учета районного коэффициента).
Обращаем внимание на то, что в ряде субъектов Российской Федерации региональными нормативными правовыми актами установлены нормативы государственной академической стипендии, отличающиеся от федерального норматива академической стипендии. Однако для расчета минимального размера государственной академической стипендии необходимо применять федеральный норматив академической стипендии.
4. Правила выплаты мер материального стимулирования
Материальное стимулирование в размере не менее минимального размера государственной академической стипендии осуществляется в отношении всех граждан, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и программам специалитета, вне зависимости от формы обучения, а также вне зависимости от уровня бюджета, за счет которого финансируется обучение (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет), поскольку частью 1.1 статьи 71.1 Федерального закона N 273-ФЗ не установлено каких-либо ограничений по применению этой нормы.
Материальное стимулирование в размере не менее минимального размера государственной академической стипендии целесообразно осуществлять с той же периодичностью, что и выплату государственной академической стипендии, то есть ежемесячно.
Материальное стимулирование осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент государственную академическую стипендию за счет стипендиального фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - стипендиальный фонд). То есть назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда не может являться основанием для снижения или отмены материального стимулирования.
Поскольку заказчики должны осуществлять или организовать предоставление материального стимулирования, средства на его выплату должны быть предусмотрены в бюджете заказчика или работодателя.
При этом необходимо отметить, что так как в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ организация предоставления и (или) предоставление гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки является обязанностью непосредственно заказчика целевого обучения, ответственность за неисполнение соответствующего обязательства по договору о целевом обучении лежит также непосредственно на заказчике целевого обучения.