<Письмо> Минобрнауки России от 14.02.2019 N МН-21/818
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2019 г. N МН-21/818
О ПРИМЕНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Департамент государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки России информирует о применении отдельных норм федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) высшего образования, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации до мая 2017 г.
В части реализации пункта 6.3 ФГОС высшего образования необходимо учитывать, что согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС.
В соответствии с ФГОС высшего образования структура образовательных программ включает обязательную часть (далее - базовую часть) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (далее - вариативную часть), что обеспечивает возможность реализации образовательных программ, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки или специализации (далее вместе - направленность (профиль) программы).
Согласно пункту 6.3 ФГОС высшего образования дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы, которую он осваивает.
Направленность (профиль) программы определяется дисциплинами (модулями) и практиками, составляющими вариативную часть образовательной программы. Дисциплины (модули) базовой части являются обязательной для всех образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), вне зависимости от направленности (профиля) программы. Данная норма устанавливает обязательность базовой части, но не указывает на необходимость включения единого для всех профилей перечня и объема дисциплин (модулей). Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном конкретным ФГОС высшего образования.
ФГОС высшего образования устанавливает обязательность освоения в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" только в отношении дисциплин (модулей), перечисленных в пунктах 6.4 - 6.5.
При решении вопроса о закреплении различных групп компетенций за базовой и вариативной частями образовательной программы необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с ФГОС высшего образования структура образовательной программы включает базовую часть и вариативную часть, что обеспечивает возможность реализации образовательных программ, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки или одной специальности.
К базовой части образовательных программ относятся набор дисциплин (модулей), которые образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном соответствующим ФГОС высшего образования, и государственная итоговая аттестация.
К вариативной части образовательных программ относятся дисциплины (модули), определяющие направленность (профиль) или специализацию образовательной программы. Набор данных дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном соответствующим ФГОС высшего образования.
ФГОС высшего образования также устанавливает, что в результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Вместе с тем, ФГОС высшего образования не устанавливает, в рамках каких дисциплин (модулей) и какой части (базовой или вариативной) образовательной программы должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Обращаем внимание, что действующий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301, не регламентирует содержание базовой и вариативной частей образовательной программы.
При создании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации, в частности при решении вопроса об отнесении фиксации оценки по государственной итоговой аттестации к фиксации хода образовательного процесса необходимо руководствоваться следующим.
ФГОС высшего образования устанавливают, что электронная информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать в том числе фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы.
Под "фиксацией хода образовательного процесса" понимается фиксация освоения обучающимся образовательной программы.
В соответствии с частью 2 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636, государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС.
Следовательно, фиксация оценки по государственной итоговой аттестации относится к фиксации хода образовательного процесса.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Таким образом, вопрос о создании электронной информационно-образовательной среды, в частности установление критериев фиксации хода образовательного процесса, находится в компетенции образовательной организации и регулируется локальным актом образовательной организации.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
и молодежной политики
А.И.РОЖКОВ