<Письмо> Минобрнауки России от 03.12.2020 N МН-19/297
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 декабря 2020 г. N МН-19/297
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N Пр-2193 "Об установлении требований к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий, в части, касающейся использования технических средств, обеспечивающих объективность результатов такой аттестации независимо от места нахождения обучающихся" Департамент цифрового развития Минобрнауки России направляет утвержденные заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.В. Нарукавниковым методические рекомендации по применению технических средств, обеспечивающих объективность результатов при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий.
Директор
Департамента цифрового развития
А.В.СКВОРЦОВ
Приложение
Утверждаю
заместитель Министра науки
и высшего образования
Российской Федерации
А.В.НАРУКАВНИКОВ
1 декабря 2020 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА,
ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по применению технических средств, обеспечивающих объективность результатов при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения технической организации для объективности проведения и оценки результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры и направлены на формирование условий для обеспечения равного, доступного и качественного образовательного процесса по образовательным программам высшего образования в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. N 816, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 (далее - Порядок).
1.3. Термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, используемых Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
II. Организационно-техническое обеспечение проведения
промежуточной и государственной итоговой аттестаций
с применением дистанционных образовательных технологий
2.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (далее - организация), с целью проведения промежуточной аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий:
2.1.1. принимает локальный нормативный акт о порядке проведения промежуточной аттестации, в котором в том числе определяет;
а) способ идентификации личности обучающихся;
б) порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего(их) промежуточную аттестацию, при возникновении технических проблем, препятствующих проведению промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий;
в) порядок, сроки и способы информирования обучающихся о дате проведения и способе ознакомления с результатами промежуточной аттестации;
г) порядок, сроки и способы подачи и рассмотрения апелляций по результатам проведения промежуточной аттестации;
2.1.2. определяет перечень программного обеспечения и требований к оборудованию, необходимых и используемых при проведении промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий.
2.2. Организация с целью проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) с использованием дистанционных образовательных технологий принимает локальный нормативный акт о порядке проведения ГИА согласно Порядку, в котором в том числе определяет:
2.2.1. перечень дисциплин и (или) модулей образовательной программы, государственный экзамен по которым проводится с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2.2. виды выпускных квалификационных работ (далее - ВКР), выполняемых обучающимися (несколькими обучающимися совместно) с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2.3. способ идентификации личности обучающихся;
2.2.4. порядок действий обучающихся и членов государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК), апелляционной комиссии при возникновении технических проблем, препятствующих проведению ГИА (отдельных государственных аттестационных испытаний) с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2.5. порядок, сроки и способы информирования обучающихся о дате проведения и способе ознакомления с результатами государственных аттестационных испытаний;
2.2.6. порядок, сроки и способы подачи и рассмотрения апелляций по результатам проведения государственных аттестационных испытаний с учетом требований, предусмотренных порядком.
2.3. Применяемое программное обеспечение должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных граждан.
2.4. Применяемые технические средства и используемые помещения должны обеспечивать:
а) идентификацию личности обучающегося, проходящего государственные аттестационные испытания;
б) обзор помещения, входных дверей;
в) обзор обучающегося, проходящего государственные аттестационные испытания, с возможностью контроля используемых им материалов;
г) качественную непрерывную видео- и аудиотрансляцию выступления обучающегося и членов ГЭК;
д) возможность демонстрации обучающимся презентационных материалов во время его выступления всем членам ГЭК;
е) возможность для членов ГЭК задавать вопросы, а для обучающегося, проходящего государственные аттестационные испытания, отвечать на них как в процессе сдачи государственного экзамена, так и в процессе защиты выпускной квалификационной работы;
ж) возможность оперативного восстановления связи в случае технических сбоев каналов связи или оборудования.
2.5. При проведении промежуточной аттестации и ГИА с применением дистанционных образовательных технологий может применяться лицензионное и (или) свободно распространяемое программное обеспечение.
2.6. В рамках проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать системы авто и/или живого прокторинга. При этом программное обеспечение, используемое в составе сервиса онлайн-прокторинга должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.6.1. В организации для идентификации личности обучающихся и обеспечения контроля за проведением мероприятий, связанных с оценкой результатов обучения, могут быть использованы следующие технологии:
а) уникальная манера набора текста на клавиатуре - программа, отслеживающая скорость набора символов, время между нажатиями клавиш, задержки между комбинациями клавиш, связанных с поиском на клавиатуре буквы, ритмичность набора;
б) сертификационные центры - прохождение мероприятий на местах, предоставляемых организацией, обеспечивающей идентификацию личности при входе и контроль условий проведения мероприятия;
в) онлайн-прокторинг - удаленное наблюдение за обучающимся в ходе мероприятий с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором работает обучающийся;
г) биометрические технологии - использование автоматизированных средств идентификации личности и контроля условий прохождения мероприятий, например, идентификация по лицу, слежение за зрачками глаз;
д) идентификация преподавателем перед камерой - для определения личности предъявляется паспорт, студенческий билет или зачетная книжка перед началом промежуточной аттестации или ГИА и сверяется фотография с личностью обучающегося. При этом у обучающегося должна быть камера с достаточно высоким разрешением, чтобы обеспечить непрерывную передачу четкого видеоизображения с момента начала промежуточной аттестации или ГИА до ее окончания и интернет-канал с необходимой пропускной способностью из расчета не менее 200 Кбит/с на обучающегося, однако рекомендуется 1 Мбит/с.
III. Проведение государственных аттестационных испытаний
с применением дистанционных образовательных технологий
3.1. При проведении государственных аттестационных испытаний в устной форме с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется:
3.1.1. использование программного обеспечения для проведения видеоконференций, в том числе обеспечивающего поддержку мобильных платформ (Android, iOS и иных), и не требующих установки на персональные компьютеры (далее - ПК) обучающихся;
3.1.2. осуществление видео- и аудиозаписи государственного экзамена и защиты ВКР и ее хранение до момента завершения процедуры ГИА.
3.2. Техническое устройство (ПК, мобильное устройство, ноутбук, планшет) и используемое программное обеспечение должны обеспечивать проведение сеанса видеоконференции достаточной продолжительности, исключающей прекращение или ограничения связи в процессе устного ответа обучающегося.
3.2.1. При организации государственных аттестационных испытаний в устной форме с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать средства видеоконференцсвязи (далее - ВКС) отечественного программного обеспечения, внесенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
3.2.2. Для идентификации личности обучающегося при проведении государственных аттестационных испытаний в устной форме с применением дистанционных образовательных технологий допускается:
а) визуальная идентификация обучающегося работниками организации (путем предъявления документа, удостоверяющего личность);
б) иные способы, установленные организацией в локальном нормативном акте организации, регламентирующем порядок проведения ГИА.
3.2.3. При проведении экзамена в устной форме возможно использование интерактивных форм ответа на вопросы в информационных системах организаций либо ином программном обеспечении, позволяющих демонстрировать презентацию, схемы, инфографику.
3.3. Проведение государственных аттестационных испытаний в письменной форме с применением дистанционных образовательных технологий возможно в форме тестирования, решения задач с подготовкой развернутых письменных ответов, иных форм, предусмотренных локальным нормативным актом организации.
3.4. При проведении государственных аттестационных испытаний в письменной форме с применением дистанционных образовательных технологий рекомендуется использовать программное обеспечение, позволяющее установить ограничения по времени выполнения соответствующих заданий.
3.5. При проведении государственных аттестационных испытаний с целью обеспечения самостоятельной подготовки обучающегося к устному ответу либо выполнении им письменной работы рекомендуется использование средств ВКС с возможностью трансляции изображения с экрана компьютера (иного оборудования) обучающегося. Для обеспечения контроля самостоятельной подготовки наблюдение должно осуществляться одним членом (секретарем) ГЭК не более чем за 10 обучающимися.
3.6. Для проверки работы программного обеспечения перед проведением государственного экзамена в устной форме рекомендуется не менее чем за два дня предусмотреть тестирование программного обеспечения и проверку качества связи с каждым обучающимся.
3.7. С целью организации представления обучающимися завершенных ВКР организация в локальном нормативном акте прописывает порядок и сроки предоставления ВКР с применением дистанционных образовательных технологий, информирует обучающихся о способах направления ВКР посредством официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Выполненные обучающимися ВКР могут быть направлены обучающимися в организацию следующими способами: электронная почта (в том числе корпоративная); электронная информационно-образовательная среда организации, а также иными способами, установленными в локальном нормативном акте организации. Организация в ответ направляет обучающимся уведомление о получении выполненной ВКР.
3.8. Организация организует подготовку отзыва о работе обучающегося (нескольких обучающихся, выполнявших ВКР совместно) и рецензирование ВКР по программам специалитета и программам магистратуры с применением дистанционных технологий в соответствии с требованиями, установленными пунктами 34 и 35 Порядка.
3.9. Организация обеспечивает направления обучающимся отзыва и рецензии (рецензий) способами, указанным в пункте 3.7 Методических рекомендаций, не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР.
3.10. ВКР, отзыв и рецензия (рецензии) направляются организацией членам и секретарю ГЭК посредством электронной почты, электронной информационно-образовательной среды организации либо иным способом, предусмотренным локальным нормативным актом организации, не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты ВКР.
3.11. Защита ВКР с применением дистанционных образовательных технологий проводится в соответствии с разделом III методических рекомендаций.
IV. Организация работы ГЭК, апелляционных
комиссий при проведении ГИА с применением дистанционных
образовательных технологий
4.1. При проведении заседаний ГЭК, апелляционных комиссий рекомендуется использовать программное обеспечение, которое позволяет обеспечивать видео и аудио фиксацию заседания и проведение голосования.
4.2. Решения, принятые ГЭК и апелляционными комиссиями, оформляются протоколами в соответствии с требованиями пункта 29 Порядка. Секретарь ГЭК направляет проект протокола заседания ГЭК перед его подписанием для ознакомления всем членам ГЭК, принявшим участие в заседании ГЭК, посредством электронной почты либо иным способом, предусмотренным локальным нормативным актом организации.
4.3. При получении подтверждения согласия членов ГЭК с проектом протокола председатель и секретарь ГЭК подписывают протокол заседания ГЭК с помощью электронной подписи либо собственноручно на бумажном носителе с последующим преобразованием в электронный образ документа путем сканирования, либо фотографирования.
4.4. Секретарь ГЭК обеспечивает хранение протоколов заседания ГЭК и их последующую передачу в архив организации в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом организации.