<Письмо> Минобрнауки России от 19.05.2023 N МН-18/824-АО
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2023 г. N МН-18/824-АО
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Минобрнауки России в целях регулирования деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, расположенных на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей (далее - организации), по оказанию платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования (далее - платные услуги, плата соответственно) и недопущения нарушений прав потребителей указанных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, информирует.
По вопросу установления стоимости платных образовательных услуг организациями для поступающих на 1 курс.
Возможность оказания платных услуг организациями закреплена статьей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об образовании, Закон о некоммерческих организациях соответственно) и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1441 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 Правил оказания платных образовательных услуг разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения.
При установлении стоимости обучения для граждан, поступающих на первый курс, организации, подведомственные Минобрнауки России, руководствуются порядком определения платы на оказываемые учреждениями платные образовательные услуги, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. N 6н (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, в связи с чем Порядком предусматривается установление стоимости платных образовательных услуг в размере не ниже стоимости подготовки студента, обучающегося за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем в целях выработки организациями гибкого подхода к установлению стоимости платных образовательных услуг Минобрнауки России предоставило возможность переходного периода до 2025 года.
В настоящее время Минобрнауки России направило на государственную регистрацию в Минюст России приказ Минобрнауки России о внесении изменений в Порядок в части установления стоимости обучения учреждениями, расположенными на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Порядка для учреждений, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в 2023 - 2024 годах размер платы за оказание платных услуг в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже установленной стоимости обучения в отношении контингента, принятого на обучение в 2022/23 учебном году, определенных в том числе с учетом формы обучения.
При этом начиная с 2025 года размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
По вопросу установления стоимости платных образовательных услуг для обучающихся на 2-ом и последующих курсах.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона об образовании увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение.
Включение в договор об образовании условий, допускающих увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора свыше уровня инфляции, образует состав административного нарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.
Таким образом, для граждан, уже заключивших договоры об образовании, организация один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной образовательной услуги за вычетом произведенной ранее оплаты, обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица за предыдущие периоды обучения, с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Дополнительно сообщаем, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.
С учетом изложенного, организация самостоятельно определяет необходимость увеличения стоимости платных образовательных услуг на сумму, не превышающую уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, который в 2023 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" - 5,5 процента.
По вопросу возможности предоставления образовательными организациями высшего образования скидок на обучение.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона об образовании организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Организации в соответствии с частью 5 статьи 54 Закона об образовании вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации и доводится до сведения поступающего и (или) обучающегося.
По вопросу стоимости платных образовательных услуг для обучающихся, находящихся в академическом отпуске.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется право на академический отпуск в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. N 455 "Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" (далее - Порядок о предоставлении академического отпуска).
Согласно пункту 6 Порядка о предоставлении академического отпуска в случае, если обучающийся обучается в организации по договору об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица, то во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается, то есть платные образовательные услуги обучающемуся, в период нахождения в академическом отпуске, не оказываются.
Таким образом, после выхода обучающегося из академического отпуска обучающийся производит оплату обучения в соответствующем семестре на момент выхода согласно условиям договора об оказании платных образовательных услуг, с учетом уровня инфляции, предусмотренного на очередной финансовый год.
По вопросу об осуществлении контроля за стоимостью платных образовательных услуг.
Минобрнауки России осуществляет контроль установления стоимости платных образовательных услуг посредством ежегодного проведения системного мониторинга стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - мониторинг). В ходе мониторинга проводится оценка соблюдения норм законодательства образовательными организациями высшего образования:
установление стоимости обучения на 1 курсе очередного учебного года по программам высшего образования, программам среднего профессионального образования сверх установленного государственного образования;
увеличение стоимости обучения по уже заключенным договорам в соответствии с нормами статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Учитывая изложенное, Минобрнауки России просит привести в соответствие локальные нормативные акты организации с целью недопущения ухудшения условий оказания платных образовательных услуг, а также проводить разъяснительную работу среди обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних лиц о сути заключаемых договоров и изменений, содержащихся в проектах дополнительных соглашений к договорам на этапе их заключения.
А.В.ОМЕЛЬЧУК