Письмо Минобразования РФ от 28.10.2003 N 18-52-1044ин/18-28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2003 г. N 18-52-1044ин/18-28
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. О ПРИМЕРНОЙ
ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении" и "Примерную должностную инструкцию педагога-психолога среднего специального учебного заведения".
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации регулируют деятельность психологической службы в среднем специальном учебном заведении (далее - Психологическая служба).
1.2. Психологическая служба является структурным подразделением среднего специального учебного заведения, находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.
1.3. В своей деятельности Психологическая служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов, основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека), Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
1.4. Целями Психологической службы являются:
- обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;
- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
- осуществление психологического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе;
- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;
- оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
2. Задачи Психологической службы
Задачами Психологической службы являются:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
- формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
- обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
- участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов;
- психологическое, консультирование всех участников образовательного процесса;
- повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
3. Основные направления деятельности Психологической службы
К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:
3.1. Психологическая диагностика:
- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;
- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;
- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
3.2. Психологическая профилактика (поддержка):
- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- содействие творческому развитию одаренных студентов;
- оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Психологическая коррекция:
- оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;
- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление коррекции асоциального поведения студентов.
3.4. Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:
- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
3.5. Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;
- ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;
- популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3.6. Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;
- участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.
4. Обеспечение деятельности Психологической службы
4.1. Психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией учебного заведения, его структурными подразделениями, кураторами групп, преподавателями, мастерами производственного обучения, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, органами опеки, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, работодателями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими средним специальным учебным заведениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
4.2. Финансирование Психологической службы осуществляется органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
4.3. Учебно-методическое обеспечение деятельности Психологической службы осуществляется соответствующими структурными подразделениями Минобразования России.
4.4. Аттестация педагогов-психологов осуществляется аттестационной комиссией среднего специального учебного заведения.
4.5. В состав Психологической службы входят психологи, педагоги-психологи из расчета 1 специалист на 250 студентов.
4.6. Среднее специальное учебное заведение разрабатывает положение о Психологической службе.
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.
1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.
1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон "Об образовании"; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.
2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога
2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.
2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. Обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог обязан:
- обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;
- по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;
- оказывать помощь студентам в процессе адаптации;
- выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
- оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
- оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;
- содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
- содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;
- повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
- участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;
- содействовать творческому развитию одаренных студентов;
- консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
- консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
- осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентаций, способностей, а также жизненных планов;
- систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
5. Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
- знакомиться с документацией образовательного учреждения;
- участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
- участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;
- сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
- самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;
- самостоятельно формировать конкретные задачи работы со студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
- повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
- проводить групповые и индивидуальные социально-психологические обследования;
- участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;
- участвовать в формировании корпоративной культуры;
- вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
- консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;
- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
- участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;
- обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.
6. Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог несет ответственность за:
- качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;
- качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов и педагогов;
- создание условий для полноценного развития и самоопределения студентов, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности;
- своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;
- за соблюдение и защиту прав и свобод студентов, строгое соблюдение правил этического кодекса практического психолога.