<Письмо> Минобороны России от 07.07.2023 N 172/4/УТ-624
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2023 г. N 172/4/УТ-624
Обращение в Аппарат Правительства Российской Федерации по вопросу разъяснения положений подпункта 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон) в Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации в части касающейся рассмотрено.
Необходимо отметить, что Трудовым кодексом Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и право каждого работника на условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Из чего следует, что привлечение работников, к которым относятся лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - гражданский персонал), для участия в боевых действиях (выполнении (специальных) задач) противоречит трудовому законодательству Российской Федерации.
Таким образом, издание работодателем (представителем работодателя) правовых актов (в том числе приказов, указаний, боевых распоряжений) о привлечении лиц гражданского персонала к участию в выполнении специальных задач в ходе специальной военной операции (далее - СВО) с 24 февраля 2022 г. (фактически об участии в боевых действиях) представляется необоснованным и противозаконным.
Правомерным является привлечение работодателем (представителем работодателя) лиц гражданского персонала к исполнению ими трудовых обязанностей в целях обеспечения выполнения задач в ходе СВО (обслуживания воинских частей, находящихся на указанной территории в период выполнения задач).
Участие лиц гражданского персонала в боевых действиях (выполнении (специальных) задач) представляется возможным лишь в исключительных случаях, сложившихся вследствие возникновения непреодолимых и не зависящих от работодателя (представителя работодателя) обстоятельств, как, например, необходимость защиты лицом гражданского персонала собственной жизни и безопасности во время и на территории (в воздушном пространстве, в территориальных водах) ведения боевых действий (выполнении задач), возникшая в результате произошедшего боестолкновения по месту исполнения им своих трудовых обязанностей.
В случае возникновения таких исключительных обстоятельств представляется возможным отнесение лиц гражданского персонала к ветеранам боевых действий, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона.
Во всех остальных случаях лица гражданского персонала, привлекавшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО, относятся к ветеранам боевых действий в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона как лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО с 24 февраля 2022 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Начальник управления
Главного военно-политического
управления Вооруженных Сил
Российской Федерации
А.БОРИСЕНКО