<Письмо> Минкультуры РФ от 06.03.2012 N 31-01-39/02-ПХ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 марта 2012 г. N 31-01-39/02-ПХ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р были одобрены Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) и План мероприятий по ее реализации. Важнейшие позиции этого Плана могут быть реализованы только при тесном взаимодействии Минкультуры России и региональных органов исполнительной власти.
Во исполнение Концепции решением коллегии Минкультуры России от 23 декабря 2011 г. N 23 одобрен Перечень рекомендованных программ реализации Концепции (прилагается), Минкультуры России совместно с СТД России разработаны Методические рекомендации по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства (прилагаются).
Данные Методические рекомендации помогут при разработке в регионе программ развития разного уровня - от отдельного театра до региона в целом, а также при исполнении поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 г. (N ВВ-П-44-8657, п. 1) о разработке и принятии региональных концепций развития театрального дела.
Просим до 1 мая 2012 года информировать Министерство культуры Российской Федерации о мерах, принимаемых в регионе, для разработки указанных документов.
П.В.ХОРОШИЛОВ
Приложение
Одобрен
решением коллегии Минкультуры России
от 23 декабря 2011 г. N 19
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДОВАННЫХ ПРОГРАММ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО
РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
1. Программа развития театра на среднесрочную перспективу. Проект программы разрабатывается руководством театра, утверждается учредителем.
2. Программа развития театрального дела в городе (муниципальном образовании) на среднесрочную перспективу. Разрабатывается органами местного самоуправления в сотрудничестве с театрами, органами исполнительной власти региона, отделениями СТД России, другими общественными объединениями.
3. Программа долгосрочного развития театрального дела в субъекте Российской Федерации. Разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сотрудничестве с театрами, отделениями СТД России, другими общественными объединениями.
4. Программы двустороннего (многостороннего) межрегионального сотрудничества в развитии театрального дела. Разрабатываются и принимаются на основе двусторонних (многосторонних) соглашений в сотрудничестве с общественными объединениями.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВТО)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РЕГИОНАХ И МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с п. 8 Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р.
При разработке программ развития театрального дела в регионах следует исходить из принципов, заложенных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).
В предстоящем 10-летии, как определено в Концепции, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.
По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела в России и в каждом из субъектов Российской Федерации.
Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский.
Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути, он неизмеримо выше его рыночной оценки.
Российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.
Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования. Тем не менее, необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности.
Основной стратегической целью реализации Концепции в регионе должно стать обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений, российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.
Основные условия реализации этой цели:
сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;
государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения региона, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.
Реализация задач, поставленных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, требует консолидации федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в достижении намеченных целей развития театрального дела в Российской Федерации. В связи с этим предстоит разработка программ развития театрального дела на всех уровнях: по каждому театру региона (локальные программы), городскому муниципальному округу (муниципальные программы) и в целом по области, краю, республике, автономному округу, городу федерального значения (региональные программы).
2. Доступность театрального искусства для населения региона
2.1. Сеть театров
Сеть профессиональных театров в большинстве регионов складывается из театров различных организационно-правовых форм и форм собственности. По форме собственности - это государственные (федеральные и региональные), муниципальные и частные театры.
Государственные и муниципальные театры функционируют исключительно в виде некоммерческих организаций в организационно-правовой форме учреждения - бюджетного, казенного или автономного.
Частные театры создаются в виде как некоммерческих, так и коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Разработке мероприятий по расширению сети театров в Региональной программе развития театрального дела на среднесрочную перспективу должен предшествовать анализ современного состояния этой сети.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 г., 13 июля 2007 г.) рекомендует "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать одобренные настоящим распоряжением социальные нормативы и нормы <*> при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов". Исходя из этого, следует сопоставить фактическую сеть в регионе или городе с указанными нормативами и нормами. При этом нужно обратить внимание на следующее.
--------------------------------
<*> Распоряжение Правительства и извлечения из Социальных нормативов и норм (п. 6. Услуги профессиональных театров из раздела Культура) приведены в Примечании 1 к настоящим Рекомендациям. Нормативы обеспеченности населения организациями культуры на г. г. Москва и Санкт-Петербург не распространяются.
В социальных нормативах и нормах определяются услуги исключительно профессиональных театров. Поэтому при анализе не должны учитываться услуги любительских коллективов. Но при этом круг профессиональных театров не органичен по формам собственности и организационно-правовым формам. Поэтому частные театры должны быть учтены в сети наряду с государственными и муниципальными.
Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).
В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек создаются театры оперы и балета.
В субъектах Российской Федерации с количеством государственных языков более одного могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков.
Аналитическая таблица, в которой фактическое количество театров в регионе сопоставляется с минимальным количеством, предусмотренным социальными нормативами и нормами, может быть построена в следующем виде.
Таблица 1
--------------------------------
<*> В регионах с населением свыше 800 тысяч человек.
К таблице 1 следует приложить список всех профессиональных театров региона с их полными названиями и указанием вместимости зрительных залов.
Кроме минимального количества театров в целом в субъекте Российской Федерации социальные нормативы и нормы предусматривают обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек. Минимальный норматив установлен в размере 4 - 5 зрительских мест на каждые 5 тысяч человек населения по всем профессиональным театрам города. Кроме того установлен норматив необходимого количества зрительских мест для детской аудитории из расчета 2 - 3 места на каждую тысячу детей <*> для театров кукол и ТЮЗов города.
--------------------------------
<*> Для проведения расчетов следует использовать статистические данные о численности детей в возрасте от 5 до 15 лет.
Сопоставление фактической обеспеченности зрительскими местами каждого города региона с населением более 100 тысяч человек с требованиями социальных нормативов и норм следует провести в форме приведенных ниже таблиц 2 и 3.
Таблица 2
Субъект Российской Федерации: __________________________
Город: _____________________ Число жителей: _______ тыс. чел.
Обеспеченность населения местами в зрительных залах
профессиональных театров
--------------------------------
<*> 4 места - для территорий с низкой плотностью населения; 5 мест - для территорий с высокой плотностью населения.
Таблица 3
Субъект Российской Федерации: __________________________
Город: ______________ Число детей в возрасте от 5 до 15 лет: ______ тыс. чел.
Обеспеченность детей местами в зрительных залах ТЮЗов
и театров кукол
--------------------------------
<*> 2 места - для территорий с низкой плотностью населения; 3 места - для территорий с высокой плотностью населения.
Для получения объективной оценки необходимых инвестиций в театральное дело региона кроме предложенной выше оценки отклонений от социальных нормативов обеспеченности населения услугами профессиональных театров крайне важно дать объективную оценку состоянию материальной базы государственных и муниципальных театров.
Таблица 4
Субъект Российской Федерации: __________________________
Состояние материальной базы государственных
и муниципальных театров
Данные, сгруппированные в таблицах 1, 2, 3, 4, дают основания для проведения расчетов с целью обоснования в региональной программе на долгосрочную перспективу и в бюджетах соответствующих уровней необходимых инвестиций в развитие театрального дела региона с целью приведения его в соответствие действующим социальным нормативам и повышения качества услуг за счет приведения к современным требованиям состояния зданий и оборудования театров.
2.2. Гастроли театров
Гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - по направленности относят к следующим видам: региональные гастроли (в населенных пунктах собственного региона), межрегиональные гастроли (в другом регионе), зарубежные гастроли (в другой стране).
С точки зрения расширения театрального предложения гастроли важны не только в городах, где нет собственных театров. При наличии в регионе активной гастрольной деятельности жители театральных городов для удовлетворения своих потребностей в сценическом искусстве к тому, что им предлагают местные театры, имеют реальную возможность дополнительного выбора для посещения спектаклей различных жанров из репертуара гастролеров.
Активизация гастрольной деятельности требует инвентаризации всех имеющихся в регионе сценических площадок.
Планом мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года предписано (п. 1) создание единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами. Создание такой базы данных важно не только для федеральных органов исполнительной власти, но в первую очередь для регионов. Ответственными исполнителями по созданию этой базы наряду с Минкультуры России и СТД РФ определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта работа будет вестись на протяжении 2012 года. Но в дальнейшем необходимо постоянно актуализировать информацию в базе данных, и без активного участия региональных органов исполнительной власти сделать это невозможно.
Наличие в каждом регионе такой базы данных, содержащей технические характеристики всех сценических площадок, как театральных, так и нетеатральных <*>, будет способствовать оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности. При этом важно предусматривать необходимые инвестиции для приведения к уровню современных требований состояние не только театральных площадок, но и нетеатральных.
--------------------------------
<*> Под нетеатральными площадками понимаются Дворцы, Дома культуры, клубы и другие учреждения культуры, где проводятся (могут проводиться) спектакли театров. Для расширения круга сценических площадок региона, города целесообразно проанализировать возможности использования в театральных целях зданий и помещений, которые могут быть приспособлены для показа спектаклей. Например, освободившееся в центральной части города помещение производственного предприятия, переместившегося в новое здание на окраину.
Региональная программа развития театрального дела должна содержать меры, направленные на активизацию гастролей всех видов, и меры финансовой поддержки гастрольной деятельности. В частности, включением гастролей разных видов в государственное (муниципальное) задание, обеспечивая его выполнение необходимым финансированием.
Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) осуществляет финансовую поддержку гастрольной деятельности российских театров и театральных организаций на территории Российской Федерации в целях:
- сохранения и развития единого культурного пространства Российской Федерации;
- создания условий для повышения уровня доступности российским гражданам к лучшим образцам отечественного театрального искусства разных видов;
- активизации межрегиональной гастрольной деятельности и расширения практики творческих обменов;
- стимулирования прямых контактов между театрами;
- развития инфраструктуры гастрольной деятельности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Циркулярное письмо Минкультуры России от 21.12.2010 N 109-01-39/02-АА.
При этом приоритетными направлениями поддержки гастрольной деятельности на федеральном уровне являются:
- гастроли, представляющие наиболее значительные спектакли последних сезонов в регионах России;
- обменные гастроли ведущих региональных театров;
- гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, поощрение жанрового и видового разнообразия театра;
- гастроли в "малые" города и в населенные пункты, не имеющие собственного стационарного театра, а также в закрытые административно-территориальные образования, включая гастроли спектаклей для детей и юношества;
- гастрольные проекты, направленные на включение в общекультурное российское пространство регионов Дальнего Востока, республик Северного Кавказа;
- проекты, направленные на стимулирование самоорганизации и развитие инфраструктуры гастрольной деятельности.
Поддержка театрально-гастрольной деятельности в стране не должна ограничиваться федеральным уровнем. В каждом регионе она должна оказываться программно, исходя из местных условий и финансовых возможностей. Здесь должны быть сформулированы свои региональные цели и приоритеты в поддержке гастрольной деятельности.
Исходя из этого финансовая поддержка, как на федеральном, так и на региональном уровне может оказываться гастрольным проектам театров и театральных организаций всех жанров вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, а также организациям, специализирующимся на проведении театральных гастролей. При этом в регионах могут поддерживаться гастроли, как собственных театров, так и театров, прибывающих из других регионов.
Важно своевременно донести информацию о готовности финансово поддержать те или иные виды гастролей театров до всех заинтересованных в этом лиц. Минкультуры России представляет такую информацию на своем официальном сайте.
Объявляя программу региональной поддержки театральных гастролей, следует четко обозначить, где, в какие сроки и в какой форме принимаются заявки на такую поддержку, и по каким критериям будет производиться отбор заявок.
Минкультуры России осуществляет отбор гастрольных проектов с учетом следующих критериев:
- оценка художественного уровня представленного проекта;
- соответствие проекта обозначенным приоритетным направлениям;
- степень готовности проекта, в том числе наличие договоренностей с принимающей стороной, взаимной заинтересованности театров (при проведении обменных гастролей), гарантии по долевому финансированию и пр.;
- оценка организационной и финансовой эффективности представленного проекта, в том числе оптимальность состава участников, обеспечивающего необходимый художественный уровень, выбор маршрута, наличие привлеченных средств и пр.;
- жанровое и видовое разнообразие поддерживаемых проектов, оригинальность представленного проекта.
К работе по отбору проектов Минкультуры России привлекает независимых экспертов из числа авторитетных театроведов, критиков, специалистов в области театрального дела.
При разработке программ поддержки театральных гастролей для многих территорий страны важно, чтобы они носили не только региональный, но и межрегиональный характер. Соглашения о принципах (условиях) взаимной поддержки театральных гастролей целесообразно включать в межрегиональные двусторонние или многосторонние договоры о сотрудничестве общего характера.
2.3. Расширение театрального предложения для детей
Развитие театра для детей особо актуально, как для страны в целом, так и для каждого региона. Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что произошедшие в стране социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную в прежние годы.
Культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.
Театры юного зрителя в нашей стране, призванные органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошли длинный и во многом яркий путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания.
Театры кукол систематически решают задачу приобщения детей к сценическому искусству. Но они ориентированы главным образом на дошкольный и младший школьный возраст. Дети в возрасте 11 - 15 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. Поэтому так важно в каждом регионе иметь хотя бы один театр юного зрителя.
Региональная программа развития театрального дела должна предусматривать мероприятия, направленные на радикальное увеличение театрального предложения для детей и подростков. Поэтому в отношении региональной сети театров кукол и ТЮЗов не следует ограничиваться минимальными социальными нормативами и нормами (см. п. 2.1 настоящих Методических рекомендаций).
Таблица 5
Субъект Российской Федерации: __________________________
Город: _____________________
Посещение театров города детьми и подростками в 20__ году
--------------------------------
<*> Включаются дневные или ранние вечерние спектакли.
Таблица 6
Субъект Российской Федерации: __________________________
Город: _____________________
Посещение театров города детьми и подростками в 20__ году
--------------------------------
<*> Итоговые данные таблицы 5.
Для постановки в региональной программе развития театрального дела конкретных задач по развитию театрального предложения для детей и подростков целесообразно провести анализ деятельности театров в этом направлении в базовый период. Таким периодом может быть избран последний отчетный год. Собранную и обработанную информацию можно свести по каждому городу региона в форму приведенных ниже таблиц.
Для введения данных в таблицу 5 следует использовать формы статистического наблюдения 9-нк (репертуар) и информацию оперативного учета театров.
Показатель обеспеченности детской зрительской аудитории, полученный в итоговой строке таблицы 6, дает представление о количестве театральных посещений, предоставляемых театрами города в течение года каждому ребенку или подростку (в целом и по возрастным группам) <*>. При всех огрехах ориентировочности его расчета он дает возможность сопоставить состояние дел в работе театров с детьми и во времени (от года к году), и в пространстве (от города к городу).
--------------------------------
<*> Следует понимать, что этот коэффициент не дает точного ответа на вопрос, сколько раз в течение года театры города предоставляют возможность посмотреть спектакль среднестатистическому ребенку (подростку). Во-первых, потому, что распределение репертуара театрами по возрастным группам достаточно условно, во-вторых, поскольку на спектаклях для детей присутствуют и взрослые - родители, учителя, сопровождающие детей, в-третьих, не учитываются подростки, посещающие вечерние спектакли "взрослого" репертуара и др.
Для выработки программных решений по расширению театрального предложения для детей и повышению его качества в дополнение к указанному выше анализу можно использовать отклики на детские спектакли зрителей, прессы, заключения авторитетных профессиональных экспертов, изучить положительный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере.
В программе развития театрального дела в регионе следует предусмотреть экономическое стимулирование учредителями и региональных, и муниципальных театров постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах и по следующим направлениям:
- постановка в театрах кукол, юного зрителя и других театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;
- дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников - создателей спектаклей для детей и подростков;
- привлечение студентов вузов, обучающихся по специальности "режиссура театра", для постановки дипломных спектаклей в театрах кукол и юного зрителя региона;
- повышение квалификации работников театров кукол и юного зрителя, введение в структуру этих театров педагогических частей;
- поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;
- вовлечение школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра;
- поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.
3. Развитие театра как вида искусства
Из двух видов театральной деятельности - создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - основные составляющие творческого процесса. Театр, не уделяющий по тем или иным причинам должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации.
Важным элементом развития театрального искусства являются экспериментальные постановки. Такие постановки не всегда ориентированы на успех у массового зрителя, поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым для развития театрального искусства и культуры в целом. В этой связи, в региональной программе поддержки театра должны быть предусмотрены меры, стимулирующие как создание постановок экспериментального характера, так и поддержку их показа зрительской аудитории.
Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста. Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без произведений, проникнутых проблематикой настоящего момента. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства. Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.
Актуальную информацию о новых пьесах, отмеченных в рамках ведущих драматургических конкурсов, можно получить на сайте www.ищупьесу.рф - ресурсе, созданном при поддержке Минкультуры России.
При подготовке региональных программ поддержки этого направления следует учитывать, что на современном этапе создание нового драматургического произведения предполагает тесное взаимодействие театра с автором, формирование текста пьесы на основе читок, лабораторных показов эскизов будущего спектакля. При поддержке Минкультуры России уже осуществлен ряд успешных проектов, направленных на активизацию сотрудничества российских драматургов с региональными театрами. Организации, специализирующиеся на развитии современной драматургии (в их числе, Государственный театр наций, проводящий лаборатории по современной драматургии и режиссуре в театрах малых городов, Московский театр "Центр драматургии и режиссуры им. М. Рощина и М. Казанцева", Московский театр "Документальная сцена", Санкт-Петербургское объединение "Оn. Театр" и др.), заинтересованы в работе с региональными театрами. В этой связи региональные программы поддержки современной драматургии должны в приоритетном порядке включать в себя подобные мероприятия.
Таким образом, поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений современной драматургии, должна включать в себя:
- экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий, в иных формах;
- приобретение авторских прав на драматургические произведения для их реализации в театрах региона;
- организационную и финансовую поддержку сотрудничества театров региона с драматургами, композиторами, либреттистами, взаимодействия творческого процесса и театральной критики.
Индикаторы развития театрального искусства определяются в сообществе самих театральных деятелей в сотрудничестве с театральной критикой. В этом процессе важную роль играют как театральные российские фестивали, так и международные. Для признания новаций отечественного театра важную роль играют зарубежные гастроли российских театров.
Театральный фестиваль - важная форма мониторинга развития театрального искусства. Конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск.
Региональные программы развития театрального дела в координации с соседними регионами должны предусматривать адекватные меры для сохранения наиболее важных для развития театрального искусства региональных и межрегиональных, всероссийских и международных театральных фестивалей, расширения фестивального движения на территории субъекта Российской Федерации.
4. Финансовая поддержка театрального искусства
Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.
Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики в регионе.
С принятием федеральных законов "Об автономных учреждениях" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государство сняло с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.
Важно, чтобы такая модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра эта задача до сегодняшнего дня не нашла решения ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела каких-либо стран. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство.
Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.
Данные обстоятельства были учтены Минкультуры России при разработке Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности (приказ Минкультуры России от 1 ноября 2011 г. N 1038).
Принимая во внимание специфику творческой деятельности театров, в качестве "услуги" в Ведомственном перечне рассматривается только одна из ее составляющих - показ спектаклей. Деятельность же по созданию театрами новых спектаклей отнесена к категории "работа", которая реализуется в интересах общества в целом. В этом случае разработка нормативов осуществляется в индивидуальном порядке и не подлежит унификации.
Особенности деятельности театров учтены и при формировании перечня оказываемых ими услуг. Основным показателем качества услуг является показатель "средняя заполняемость зрительного зала на стационаре". Однако с целью продвижения постановок экспериментального характера, имеющих объективные сложности для понимания широким кругом зрителей, данный показатель рекомендуется скорректировать. Согласно разработанной методике, экспериментальные спектакли могут исключаться из расчета показателя "средняя заполняемость зрительного зала на стационаре". Допустимое количество таких постановок устанавливается для каждого театра индивидуально в пределах 20% от общего количества названий текущего репертуара. Перечень таких спектаклей должен определяться учредителем совместно с театром и независимыми экспертами.
В региональной программе развития театрального дела должны быть предусмотрены меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса как государственных и муниципальных театров, так и частных. При разработке нормативов затрат на содержание имущества и нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам применительно как к бюджетным, так и автономным учреждениям следует исходить из целевых ориентиров, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предполагающих увеличение расходов бюджетной системы на развитие человеческого потенциала с 8,6 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 11 - 11,7 процента в 2020 году.
5. Кадровое обеспечение деятельности театров
Система повышения квалификации театральных специалистов, которая активно функционировала в прежние годы и давала хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 90-х годах в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации как творческие стажировки.
Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации, являющейся важным элементом театрального дела в России. При этом следует применять различные формы повышения квалификации с использованием потенциала высших учебных заведений, как внутри своего региона, так и за его пределами.
Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют такие разнонаправленные векторы, как удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей, обеспечение гражданам России доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы, создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и др. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой стороны, - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.
Художественно-творческий процесс в театре возглавляет специалист соответствующего профиля, обладающий необходимым авторитетом в коллективе и в театральном сообществе. В драматическом театре - это, как правило, режиссер, в музыкальном - дирижер, режиссер и балетмейстер. Организационно-хозяйственные функции исполняет директор или исполнительный директор (директор-распорядитель).
При этом в настоящее время наблюдается тенденция к постепенному исчезновению института художественного руководства, являющегося сущностной составляющей российского репертуарного театра. В этой связи региональная программа развития театрального дела должна предусматривать меры по поддержке режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей в региональных театрах, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие.
Минкультуры России проводит целых ряд проектов с целью более тесного взаимодействия молодого поколения режиссеров, сценографов, балетмейстеров с региональными театрами. Участие в этих проектах должно облегчить поиск будущих творческих лидеров. Вместе с тем возможность их долгосрочного сотрудничества с региональными театрами зависит, в первую очередь, от заинтересованности в этом конкретного театра и его учредителя, от их готовности предоставить необходимые условия - в первую очередь творческие - для реализации художественной программы, которую могут предложить театру молодые специалисты.
Руководители театров (художественные и административные) должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности и др. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
Региональная программа развития театрального дела должна содержать план действий, обеспеченный необходимым финансированием и предусматривающий:
- организационные мероприятия, направленные на возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов;
- целевую подготовку театральных специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- привлечение в театры своего региона высококвалифицированных театральных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;
- создание условий для привлечения в театры своего региона молодого поколения творческих деятелей, способных возглавить конкретный театр.
6. Негосударственный сектор в театральном деле региона
Развитие независимого от государства некоммерческого частного сектора в театральном деле является одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка частных театров - это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены.
Сегодня наряду с государственными и муниципальными театрами в стране успешно функционируют частные театры, рождение которых приходится на конец 1980-х - начало 1990-х годов. Эти коллективы вносят собственную краску, нередко талантливую и яркую, в палитру театральной жизни многих регионов. Среди частных театров есть коллективы, составляющие гордость российской сцены, пропагандирующие высокие завоевания российского сценического искусства за рубежом.
Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок театральных услуг не сформирован, и частные театры не способны составить реальную конкуренцию государственному сектору.
Частный театр занимает свою важную нишу в развитии отечественного театрального искусства. В рамках частного театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств. В этой связи деятельность таких независимых объединений нельзя рассматривать изолированно от общего театрального процесса, напротив, необходимо стимулировать возможные формы их взаимодействия с государственными (муниципальными) репертуарными театрами.
Для развития частного театра в региональной программе развития театрального дела необходимо предусмотреть адекватные формы поддержки частных театров со стороны органов власти. Наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств. Но поддержка частных театров должна реализовываться не только в финансовой форме, а в первую очередь увеличением количества экономически доступных для частного театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры. Такая поддержка может оказываться в рамках более общего направления по созданию в регионах экспериментально-творческих площадок, центров современного искусства. На федеральном уровне эта работа ведется на базе филиалов Государственного центра современного искусства. С 2011 года в сотрудничестве с независимым центром современного искусства "Винзавод" осуществляется проект "Платформа" - развитие подобных форм партнерства государства и частного сектора в развитии такого рода культурных кластеров представляется наиболее перспективным.
Таким образом, региональная программа развития театрального дела должна предусматривать:
- мониторинг деятельности независимых театральных объединений, а также сценических и несценических площадок, которые могут быть на льготных условиях предоставлены независимым театральным объединениям;
- целевую поддержку создания и проката спектаклей независимых театральных объединений, в том числе на гастролях;
- меры по стимулированию взаимодействия репертуарных театров и независимых театральных объединений;
- предоставление льготных кредитов, развитие правовых механизмов поддержки частных театров, в частности страхования в этой сфере, оказанием помощи в подготовке кадров и др.
7. Порядок разработки региональной программы развития
театрального дела
Региональная программа развития театрального дела должна корреспондироваться с программно-концептуальными документами более высокого уровня. К документам этого ряда самого высокого уровня относятся:
- общегосударственный документ - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- общероссийский отраслевой документ - Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р.
Концептуальные подходы, цели и задачи, поставленные в этих документах, во многом учтены в настоящих Методических рекомендациях, что не отменяет полностью необходимости обращения к этим документам разработчиков региональной концепции.
В то же время, региональная программа развития театрального дела должна создаваться в определенном соответствии с региональными документами - например, с общей концепцией (программой) социально-экономического развития региона и (или) программой развития культуры в регионе. При этом в случае необходимости может ставиться вопрос о приведении региональных программно-концептуальных документов в соответствие с общегосударственными и отраслевыми.
С другой стороны, региональная программа развития театрального дела должна опираться на соответствующие программные документы муниципального (городского) уровня <*> и на среднесрочные программы развития каждого театра <**>.
--------------------------------
<*> При разработке муниципальных (городских) программ развития театрального дела могут использоваться настоящие методические рекомендации.
<**> Методические рекомендации к разработке программы развития театра на среднесрочную перспективу приведены в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
Такая согласованность программно-концептуальных документов развития театрального дела - в стране, в регионах, в муниципальных образованиях и в отдельных театрах - позволит консолидировать усилия всех субъектов театрального дела, включая театры всех видов собственности, органы исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения - Союз театральных деятелей Российской Федерации и др., в деле создания благоприятных условий для развития отечественного театрального искусства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТЕАТРА
НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Введение
Существенную роль в развитии любой организации, в том числе театра, играет стратегическое планирование, позволяющее более адекватно реагировать на факторы неопределенности и риска.
У руководителя театра, вне зависимости от его размеров, статуса, знаменитости, "под рукой" всегда должен быть:
- серьезный аналитический материал, касающийся творческой и хозяйственно-финансовой деятельности театра, дополненный фотографическими и иными наглядными материалами, касающимися в частности состояния его материально-технической базы;
- стратегическая среднесрочная программа, базирующаяся на аналитике, на осознанной миссии театра, включающая стратегические цели, задачи, конкретные мероприятия по их реализации;
- обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации среднесрочной программы.
Необходимость стратегического планирования деятельности театров, кроме общих подходов, определяется и специфическими для творчества факторами. Среди них необходимо выделить главное.
Представление о творческой стратегии деятельности, понимание вектора, куда необходимо двигаться, поэтапная реализация этого вектора, "одевание" его в конкретные мероприятия, показатели и ресурсы способствуют успеху в достижении ближних и дальних целей, не дают руководству театра увязнуть в мелочах, сиюминутности ежедневных дел и оперативных задач. Кроме того, стратегическое планирование позволяет сделать значительно более обоснованными запросы и к органам власти, и к спонсорам на получение финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации четко определенных художественных и социальных целей.
Стратегическое планирование в современных условиях является необходимым элементом управления любой организацией. В обычном режиме подобные программы ежегодно корректируются с учетом реалий прошедшего периода и продвигаются на соответствующий срок вперед. Например, программа, разработанная ранее на 2012 - 2014 годы, в конце 2012 года по результатам прошедшего периода корректируется и расширяется на один год вперед, т.е. в новой редакции рассчитывается на 2013 - 2015 гг. Такое движение в стратегическом планировании чрезвычайно важно, поскольку дает объективные основания для текущего планирования в очередном календарном году.
В ряде случаев Программа развития на среднесрочную перспективу (три года) приобретает для театра особое значение. Например, когда такой документ разрабатывается в данном театре впервые. Или когда театр находится на переломном моменте своего развития, например, в связи с изменением творческой концепции или с существенным обновлением состава основных фондов и необходимости их освоения и т.п. В подобных случаях разрабатываемая программа развития предполагает смену векторов в деятельности театра и поэтому приобретает статус Концепции развития театра на определенный период.
Формирование Концепции развития театра - работа индивидуальная, тонкая, почти интимная, поскольку она глубоко связана со специфическими, уникальными аспектами деятельности каждой творческой организации, с ее "не общего лица выражением". Поэтому к предлагаемой ниже методике не следует относиться как к директивным указаниям. Это всего лишь примерная схема, призванная помочь руководству театра при разработке собственной концепции, уникальной и по форме, и по содержанию.
Примерная структура концепции развития театра
1. Анализ творческо-производственной и финансовой деятельности театра
1.1. Анализ формирования и реализации творческой программы
1.1.1. Формирование репертуара и прокатной афиши
1.1.2. Формирование и занятость труппы
1.2. Анализ маркетинговой деятельности театра
1.2.1. Маркетинг, фандрейзинг и PR-деятельность
1.2.2. Фирменный стиль театра
1.3. Анализ экономики и материально-технической базы
1.3.1. Доходы театра
1.3.2. Расходы театра
1.3.3. Трудовые показатели
1.3.4. Состояние материально-технической базы
2. Концепция развития театра
2.1. Миссия. Стратегические цели и задачи развития
2.3. План мероприятий и его ресурсное обеспечение
2.4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
1. Анализ творческо-производственной и финансовой
деятельности театра
1.1. Анализ формирования и реализации творческой программы
1.1.1. Формирование репертуара и прокатной афиши
Анализ формирования художественной программы театра дает возможность театру уточнить для себя и сформулировать, какие изменения происходили в репертуаре театра с течением времени, какому зрителю он адресован, какие факторы реально определяли репертуарную политику театра.
Подобный анализ целесообразно проводить, разделив весь репертуар на группы спектаклей и проанализировав, как эти группы соотносятся между собой. Причем невозможно дать универсальный состав таких групп. Все зависит от того, репертуар какого театра анализируется, в каком творческом состоянии он находится на момент анализа и т.д. Анализ структуры репертуара театра можно проводить, например, по типу драматургии, по жанру спектаклей, по проблематике, по возрастной направленности спектаклей (для детского театра) и др. Выбор критериев дифференциации зависит от специфики театра и от цели исследования.
Однако еще глубже будет этот анализ, если исследованию подвергнется и прокатная афиша театра. Сравнивая структуру репертуара со структурой его проката, легко прийти к выводам о наличии соответствия или несоответствия между тем, что заявлено в художественной программе театра, и тем, что реально показывается зрителю.
В процессе проведения анализа целесообразно сгруппировать данные о репертуаре театра и его прокате на стационаре за последние 3 - 5 лет в аналитическую таблицу. Для сбора данных следует использовать формы 9-НК-репертуар и показатели оперативного учета. В приведенной ниже для примера форме аналитической таблицы 1 отражена структура репертуара по видам драматургии для условного N-ского драматического театра. Как правило, такая структура репертуара является базовой, она дополняется исследованием жанровой природы афиши или дифференциацией репертуара по иным важным для театра признакам. Однако наличие в творческой программе классических отечественных или зарубежных пьес, современной драматургии может помочь составить представление о направленности художественной программы театра.
В театре, работающем, в основном, для детей, анализ структуры репертуара по типам драматургии не имеет смысла, здесь важен прежде всего возрастной адрес спектакля. Известно, что художественное, и в частности театральное, восприятие детей разного возраста имеет существенные отличия, что не может не учитываться при формировании репертуара детского театра. В примерной форме аналитической таблицы 2 представлена возможная структура репертуара для условного детского театра по возрастной направленности спектаклей. Число подобных таблиц в конкретном театре будет определяться количеством параметров репертуара, выбранным для анализа.
Анализ структуры репертуара по любому важному для театра признаку целесообразно проводить за пять лет - периоду, позволяющему выявить тенденции, прийти к определенным обобщениям. Удобнее, когда данные за пять лет по структуре репертуара и его проката будут представлены в одной горизонтальной таблице и дополнены средними показателями за пятилетний период. Это сделает такую таблицу более удобной для анализа представленных в ней показателей.
Таблица 1
Структура репертуара и его проката в N-ском театре
в 2___ г.
Таблица 2
Структура репертуара и его проката в N-ском театре кукол
в 2___ г.
Продолжая анализ формирования репертуара театра и его проката, небесполезно выявить характер эксплуатации различных спектаклей. Здесь можно выделить представления, оказывающиеся за последние 5 лет "лидерами проката", т.е. показываемые зрителю более активно, намного чаще других, понять, что объединяет эти спектакли.
Для проведения такого исследования целесообразно сгруппировать данные в аналитическую Таблицу 3. Проанализировав показатели таблиц, составленных для каждого года анализируемого периода, нетрудно прийти к выводу о том, какие представления попали в группу "лидеров", насколько чаще они показываются зрителю, чем другие "рядовые" спектакли.
Следует далее сопоставить динамические ряды показателей 5 и 6 граф таблиц, чтобы понять, совпадает ли "зрительский выбор" лидеров проката (т.е. представлений с самой высокой посещаемостью) с тем, что выдвигает на первый план в эксплуатационную афишу театр.
Особое внимание при анализе показателей данных таблиц следует обратить на причины неравномерности проката спектаклей, на ее закономерность и осмысленность или случайность и неоправданность.
Таблица 3
Прокат репертуара N-ского ______________ театра в 20__ г.
1.1.2. Формирование и занятость труппы
Основа любого репертуарного театра - его труппа, артистический состав. От того, насколько грамотно сформирована труппа, от наличия в ней актеров разной творческой направленности, высокого уровня профессионализма, от гармоничного соотношения в ней актеров разного пола и возраста во многом зависит успешность творческой деятельности.
Исследователи театра неоднократно задавались вопросом, какими параметрами (половозрастными, по амплуа, а в оперной труппе - по голосам и т.п.) должна обладать труппа репертуарного театра. Можно обратиться к соответствующей литературе, чтобы ознакомиться с разными мнениями по этому поводу. Но в любом случае, представление об идеальной (эталонной) труппе должно быть выработано в самом театре. Только художественное руководство театра может дать ответ на вопрос, какой состав труппы по указанным выше и иным характеристикам он считает оптимальным.
В приведенной ниже Таблице 4 для примера приведены половозрастные характеристики труппы условного (N-ского) театра. А на рис. 1 показано, как выглядит половозрастная структура такого театра на диаграмме <*>.
--------------------------------
<*> Подобные диаграммы целесообразно применять и при анализе иных показателей.
Таблица 4
Структура труппы N-ского театра
Всего в труппе 46 артистов (100%)
Рис. 1
Анализ данных Таблицы 4 и соответствующего графика (Рис. 1) позволяет соотнести параметры реальной труппы с эталонной (оптимальной), выявить и зафиксировать существующие диспропорции и наметить в дальнейшем пути решения возникающих в связи с этим проблем.
1.2. Анализ маркетинговой деятельности театра
1.2.1. Маркетинг, фандрейзинг и PR-деятельность
Некоммерческий маркетинг вообще, а в театре в частности, как известно, имеет существенные особенности. Он не нацелен на получение прибыли, а должен помочь театру найти свою публику. Для этого используются такие инструменты маркетинга, как анализ своей актуальной и потенциальной аудитории, грамотная ценовая стратегия, PR, прямой маркетинг и т.п. Цель маркетинга в театре - представление его спектаклей возможно большему числу целевых потребителей. Это непростая задача. Нужно, с одной стороны, соответствовать потребностям публики и в то же время содействовать ее развитию, готовить к восприятию высоких ценностей искусства.
Выбор целевых рынков, целевых аудиторий - основа маркетинга вообще, а маркетинга в театре в особенности. При этом привлекательность той или иной аудитории зависит, также как в коммерческом маркетинге, от величины данной группы зрителей, перспектив ее расширения, ее платежеспособности. Но самым важным фактором выбора, и в этом проявляется едва ли не главная особенность маркетинга в культуре, является соответствие потребностей данной аудитории назначению - целевым установкам, миссии театра.
При анализе маркетинговой деятельности нужно выявить целевые аудитории театра и проанализировать действенность таких инструментов продвижения театральной услуги, как реклама, public relations, ценообразование, прямые контакты. Необходимо проанализировать взаимодействие театра со средствами массовой информации, оценить результативность такой работы. Главное здесь - понять, проводит ли театр целевую политику в области маркетинга, т.е. соответствуют ли выбранные инструменты маркетинга потребностям и возможностям целевых аудиторий, что необходимо для более результативной работы в этой области.
В этой части аналитической работы целесообразно проанализировать, как обстоят в театре дела с таким направлением маркетинга, как фандрейзинг - поиск средств, оценить существующую на момент анализа в театре систему привлечения внебюджетных источников финансирования (либо отсутствие таковой). Подобная система предполагает наличие в составе театра отдела по развитию или хотя бы одного менеджера, занимающегося исключительно привлечением дополнительных средств. Кроме того, в систему театрального фандрейзинга могут входить попечительский совет, клуб друзей театра, благотворительный фонд поддержки театра и т.п., то есть структура, вовлекающая в интересующую театр деятельность представителей внешней среды. Подобный подход помогает театру устанавливать необходимые контакты с представителями органов власти, с коммерческими фирмами, со СМИ и т.д.
Оценив в процессе анализа состояние дел в области маркетинга, фандрейзинга и PR, театр закладывает в Концепцию своего развития цели и конкретные задачи, связанные с повышением уровня этой важнейшей в современных условиях деятельности.
1.2.2. Фирменный стиль театра
Не менее важное направление маркетинга - это формирование организационной культуры и фирменного стиля театра. Стиль театра, включающий архитектурный и информационный дизайн, должен быть уникален, узнаваем и обязательно связан с его творческой направленностью. Стиль, внешнее оформление, интерьеры зрительской части театра - все эти компоненты должны быть связаны друг с другом внутренним смысловым единством и базироваться на эстетике, сложившейся в результате творческой деятельности театра, архитектурной, общекультурной среды его бытования, концептуальных акцентов его художественной программы. Разработка фирменного стиля театра, его эмблемы, логотипа и всей связанной с ними рекламной линейки: афиш, билетов, буклетов, листовок, деловой документации, сувениров и пр. - важная задача каждого коллектива. В этом разделе анализа необходимо изучить состояние дел с организационной культурой и стилем театра, выявить недостатки работы в этой области, наметить пути их устранения.
1.3. Анализ экономики и материально-технической базы
1.3.1. Доходы театра
Для понимания тенденций эксплуатационной и финансовой деятельности театра в этом разделе анализа целесообразно выявить:
- динамику и структуру количества спектаклей, показываемых театром;
- динамику и структуру доходов;
- соотношение различных статей финансовых поступлений, таких как: субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, сборы от реализации билетов, поступления от спонсоров, доходы от предпринимательской деятельности и т.п.
В сопоставлении с общей суммой расходов театра такой анализ даст возможность обоснованно принимать решения об оптимальных методах привлечения доходов, о поиске альтернативных источников финансирования, о выборе рационального способа хозяйствования. Небезынтересно в этой связи может быть и выявление динамики абсолютных показателей доходов театра за ряд лет. Построение и анализ динамических рядов цепных темпов роста показателей количества спектаклей, составляющих доходов в дополнение к анализу базисных темпов роста этих показателей поможет выявить тенденции и оценить их. Оценке хозяйственной политики театра будет способствовать и сравнительный анализ сборов от спектаклей разных видов с количеством спектаклей, средней заполняемостью зрительного зала и средней ценой посещения на данных представлениях. Такой анализ позволит понять, как влияют на финансовые показатели, в данном случае на сборы, режим эксплуатационной деятельности, зрительский интерес к театру и его ценовая политика.
Ретроспективный анализ режима эксплуатационной деятельности и структуры доходов театра позволит оценить перспективы работы организации, выработать стратегию хозяйственной политики.
Для исследования показатели деятельности удобно сгруппировать в аналитическую таблицу 5. Для сбора данных следует использовать формы 9-НК, оперативные формы учета, расшифровки к бухгалтерскому балансу.
Таблица 5
Структура доходов N-ского _______ театра за 20__ - 20__ гг.
1.3.2. Расходы театра
Цель подробного анализа расходов театра - понять с наибольшей степенью конкретности, по каким направлениям расходуются средства, каким статьям свойственна наибольшая динамика, наконец, насколько эффективно строится расходная часть бюджета театра. В ситуации дефицита денежных ресурсов, инфляции, ведущей к постоянному росту затрат, необходимость анализа рациональности расходования средств театра возрастает. Конечно, такой анализ предполагает наличие в театре системы мониторинга статей расходов по их экономическому содержанию, а не только по статьям бюджетной классификации. Иначе сбор данных для анализа будет значительно затруднен и потребует кропотливой работы по выделению из комплексных статей затрат по бюджетной классификации отдельных, необходимых для выявления тенденций более локальных расходов.
Для исследования структуры расходов необходимо включить показатели оперативных данных экономического учета в таблицу 6. Исследование этих показателей поможет проследить динамику расходования средств театра за последние годы.
В тех театрах, где параллельно не ведется содержательный (не только по кодам экономической классификации) учет затрат, следует построить структуру расходов хотя бы по нескольким основным группам, выделив в общей сумме расходов затраты на оплату труда, на содержание здания, затраты на новые постановки, затраты на рекламу. Такой анализ будет, конечно, неполным, но все же позволит прийти к основным выводам о характере расходования средств в театре.
Как бы подробно не исследовалась структура расходов, целесообразно построить и проанализировать динамические ряды цепных и базисных темпов роста показателей. Это позволит наглядно увидеть, какие из статей затрат растут наибольшими темпами, и прийти к соответствующим выводам и предложениям.
Таблица 6
Структура расходов _____________ театра за 20__ - 20__ г.г.
1.3.3. Трудовые показатели
Для определения перспектив развития театра в области трудовых показателей, для принятия стратегических решений по управлению персоналом полезно исследовать обеспеченность театра трудовыми ресурсами и уровень оплаты труда работников за последние годы. Это позволит определить тенденции изменения численности персонала, понять, насколько они устойчивы, и оценить их. Небесполезно выявить направления изменения выплат по группам работников, проследить динамику среднемесячной заработной платы в целом по театру и по категориям персонала. Здесь следует иметь в виду, что показатели современного уровня заработной платы несопоставимы с данными за прошлые годы в связи с изменением стоимости жизни, ценовых факторов. Эти же причины затрудняют построение прогноза в этой области. Однако структурные показатели, определяющие долю выплат из фонда оплаты труда разным категориям персонала театра, базовые и цепные темпы роста среднемесячной заработной платы можно использовать для сравнения и для выявления тенденций.
Для анализа следует сгруппировать показатели в аналитическую таблицу 7. Для сбора данных необходимо использовать форму "Театр-труд", данные оперативного учета, к примеру, накопительные ведомости начисления заработной платы.
Таблица 7
Показатели численности и структура фонда оплаты труда
в ______________ театре за 20__ - 20__ гг.
1.3.4. Состояние материально-технической базы
Анализ состояния материально-технической базы, включающей все виды основных фондов: здания и сооружения, сцены, зрительскую часть, оборудование, сценическо-постановочные средства - необходимая составляющая анализа. Постоянный мониторинг степени изношенности основных фондов театра должен лечь в основу такого анализа и послужить базой для принятия решений по проведению ремонтных работ, замены оборудования, приобретения транспортных средств и т.п.
Аргументированные аналитические разработки в этой области, собранные воедино там, где это необходимо, подкрепленные проектно-сметной документацией, дополненные наглядными графическими и визуальными материалами (фотографический и видеоматериал), послужат обоснованием необходимых в этой области ресурсов, выделение которых во многом зависит от решения учредителя. Важно, чтобы этот раздел анализа был частью комплексного исследования, чтобы вопросы наличия современного сценического оборудования, транспортных средств, ремонта помещений, их обустройства и оформления были связаны с возможностью достижения художественных и социальных целей театра, наилучшего выполнения его миссии.
2. Концепция развития театра
Проведенный ретроспективный анализ основных направлений деятельности театра является опорой для определения перспектив его развития. Однако выявленные при анализе тенденции могут быть оценены отрицательно, а соответствующие направления деятельности требовать существенных изменений. Стратегическое планирование предполагает не экстраполяцию выявленных тенденций в будущее, а ситуационный, сценарный подход, базирующийся на современном представлении о стратегических целях и задачах работы организации. Вторым этапом разработки Концепции развития театра и должно стать формулирование Миссии, Стратегических целей и конкретных Задач на перспективу.
2.1. Миссия. Стратегические цели и задачи развития
Глобальная цель ("сверхзадача") организации, представляющая собой четко выраженную мысль о том, ради чего эта организация создана и существует сегодня, и называют миссией организации. Миссия детализирует статус организации, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения стратегических подходов на различных организационных уровнях.
Четкое представление о Миссии организации необходимо для осуществления всех сторон ее деятельности. Грамотно сформулированная, отвечающая назначению организации миссия:
- внутри театра - дает работникам четкое понимание его назначения, целей, которые люди реализуют, способствует выработке единой позиции, помогает формированию внутриорганизационной культуры;
- во внешней среде - способствует созданию привлекательного образа театра, провозглашая ту роль, которую играет театр и в удовлетворении потребностей людей, и в развитии театрального искусства, т.е., что он значит для зрителей и для общества в целом.
Диаграмма на Рис. 2 иллюстрирует соотношение различных элементов стратегического планирования.
Наполнение конкретным содержанием каждой из ступеней этой схемы, соотнесенным с деятельностью театра, в конечном итоге и дает Концепцию развития театра и его Стратегический план на среднесрочную перспективу.
Рис. 2. Этапы (ступени) разработки концепции
развития организации
Прежде всего, следует сформулировать проблему или обосновать потребность в результатах деятельности театра. Причем проблема должна быть действительно важной, приоритетной, потребность - достаточно острой, актуальной и в меру амбициозной, выходящей на проблемы развития общества в целом. Сформулировать такую проблему для любой организации культуры, а тем более для организации исполнительских искусств, имеющей возможность непосредственного эмоционального воздействия на зрителя, на самом деле не так уж сложно, поскольку само ее предназначение связано с влиянием на человека, с формированием самого важного общественного ресурса - "человеческого капитала".
Цели деятельности театра направлены на решение проблемы, на удовлетворение выявленных потребностей. Это могут и должны быть долгосрочные цели, определяющие стратегию деятельности на перспективу, достижимые лишь через определенное количество лет. Это могут и должны быть конкретные ближайшие цели, помогающие решить проблему в ближайшее время. Формулируя стратегические цели театра, выстраивая их по приоритетам, необходимо понимать, с какими целевыми аудиториями предстоит работать, какие из них наиболее тесно связаны со сформулированной на первом этапе проблемой.
Достаточно тонка, но существенна разница между целями и задачами деятельности организации культуры.
Задачи - это методы достижения целей и в этом смысле они конкретизируют цели, делают их реальными, достижимыми. Ведь достичь цель можно многими способами, и организация выбирает те из них, которые в большей степени соответствуют ее специфике, соотносятся с имеющимися ресурсами, наиболее точно отвечают выявленным ранее потребностям. Стратегические цели и задачи театра удобно оформить, поместить в Таблицу 8 (для примера мы поместили в нее несколько целей и соответствующие им задачи условного детского театра).
Сформулировав цели и задачи деятельности театра, можно возвратиться к определению его миссии.
Короткая, ясная, четкая формулировка возможна на основе осмысления, переработки всего текста, уже написанного ранее. Необходимо выбрать те главные ключевые слова, которые ярче всего обозначат предназначение театра, покажут, что его проекты способны решить поставленную проблему, удовлетворить важную для общества потребность, подчеркнут своеобразие, уникальность организации, выделят главную составляющую используемых технологий.
Сформулированные миссия, стратегические цели и задачи театра на ближайшие годы помогут составить план реальных мероприятий (с указанием сроков и исполнителей) и выйти на необходимые ресурсы, в частности на обоснованное бюджетное финансирование.
Таблица 8
Стратегические цели и задачи N-ского театра для детей
... и так далее.
2.2. План мероприятий по реализации концепции
и его ресурсное обеспечение
Каждая из задач, сформулированных в концепции развития театра, может быть реализована, если для ее решения будут запланированы конкретные мероприятия. В Таблице 9 приведена форма группировки мероприятий по содержанию и срокам. Для наглядности в ней показаны несколько мероприятий условного N-ского театра для детей.
Создание такого документа - залог реальности стратегического планирования и основа для проведения постоянного мониторинга реализации концепции развития театра.
План мероприятий является базой для расчета необходимых для его реализации ресурсов и, прежде всего, финансовых. В результате элементарных ресурсных расчетов по каждой позиции плана мероприятий обосновывается необходимая сумма на реализацию концепции в целом и по отдельным годам.
Таблица 9
План мероприятий по реализации концепции развития N-ского
театра для детей на 2008 - 2010 гг.
... и так далее.
2.4. Ожидаемые результаты реализации концепции
Разработка Концепции и Плана мероприятий - важнейший этап стратегического планирования. В процессе реализации плана необходим постоянный мониторинг выполнения плановых показателей, мгновенное реагирование на отклонение от плановых заданий и мероприятий, выявление причин неблагоприятно складывающихся ситуаций, если необходимо - корректировка плана. Только тогда концепция и план принесут свои плоды, которые не замедлят положительно отразиться на творческой деятельности театра, на выполнении его миссии и основных целей.
Такие результаты, прежде всего, интересны самому театру. Но в процессе обоснования необходимости дополнительного ресурсного обеспечения реализации плана необходимо иметь возможность показать учредителю, каков вклад театра в решение задач развития культуры региона (города) в целом. Тем самым осуществляется связь между среднесрочным планированием развития каждого конкретного театра и развитием культуры региона (города).
Но, кроме того, необходимо определить количественные целевые индикаторы и показатели результатов и условий деятельности театра, отражающие характер изменений в ходе реализации концепции. Они могут служить ориентирами при оценке результативности дополнительных инвестиций учредителем в рамках ресурсного обеспечения Плана мероприятий по реализации концепции.
Возможный набор таких индикаторов и показателей для того же условного N-ского детского театра приведен в Таблице 11. Индикаторы и показатели для разных театров могут существенно различаться в зависимости от его конкретных исходных условий. Поэтому состав таких индикаторов и показателей в каждом случае следует согласовывать с учредителем. При этом неправомерны требования непременного роста показателей от года к году. Как показывает опыт, хорошо работающий театр, как правило, не имеет возможности для такого роста. Стабильность показателей в этом случае отражает успешную работу театра.
Таблица 11
Целевые индикаторы и показатели изменений
результатов и условий деятельности N-ского театра для детей
в ходе реализации Концепции его развития
на 2012 - 2014 годы