<Письмо> Минкомсвязи России от 19.04.2018 N П11-2-07-9199
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2018 г. N П11-2-07-9199
О РАЗЪЯСНЕНИИ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ответ на письмо, в соответствии с протоколом совещания по вопросу о ходе реализации эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма в Алтайском крае от 4 апреля 2018 г. N 6-КЛ/прм в части вопроса правомерности обработки персональных данных Минкомсвязь России сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) "обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных".
Часть 1 статьи 6 Закона о персональных данных содержит случаи, когда допускается обработка персональных данных. К таким случаям, в частности, относятся:
- обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных);
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункт 7 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Вместе с тем в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о персональных данных "Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.".
Исходя из указанных положений, обработка, в том числе сбор, персональных данных плательщиков курортного сбора и освобождаемых от курортного сбора лиц допускается при условии наличия правовых оснований, предусмотренных частью 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - 214-ФЗ) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
- определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);
- утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем;
- утверждает порядок и сроки представления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:
- устанавливает форму, порядок и сроки представления:
а) органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;
б) операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;
- осуществляет мониторинг хода эксперимента;
- представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 5 214-ФЗ "Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 10 214-ФЗ "Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 10 214-ФЗ "Оператор курортного сбора обязан представить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.".
Таким образом, по мнению Минкомсвязи России, в рамках обработки персональных данных с учетом положений пунктов 2 и 7 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных при разработке региональных нормативных правовых актов во исполнение положений 214-ФЗ необходимо учесть следующее:
- определить уполномоченный орган субъекта Российской Федерации;
- прописать объем полномочий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе право запрашивать документы у операторов курортного сбора, содержащие персональные данные в соответствии с целями сбора персональных данных (осуществление государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента);
- принять порядок осуществления учета плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, в том числе определить перечень обрабатываемых персональных данных.
При этом при разработке указанных актов необходимо учесть требования части 5 статьи 5 Закона о персональных данных, в соответствии с которыми содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Обращаем внимание, что исходя из закрепленного пунктом 6.6 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (с изменениями и дополнениями), права Минкомсвязи России "давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства", настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Данное письмо носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Заместитель директора Департамента
развития высоких технологий
Д.С.НИКИТИН