<Письмо> Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2021 г. N 27-01-22/67650
В связи с письмом по вопросу применения положений о национальной системе прослеживаемости товаров Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - постановление N 1108), под "товарами, подлежащими прослеживаемости" понимается имущество, находящееся в собственности налогоплательщика, соответствующее кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), указанным в перечне товаров, подлежащих прослеживаемости.
Таким образом, имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товаров в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности, подлежит прослеживаемости.
В этой связи в соответствии с положениями пункта 28 постановления N 1108, если товар приобретен до вступления в силу перечня товаров, подлежащего прослеживаемости, перед совершением операций с указанным товаром для присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее - РНПТ), необходимо представить в ФНС России уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. В случае, если такой товар приобретен после вступления в силу перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомление об остатках не представляются.
Что касается переработки товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо подчеркнуть, что для целей национальной системы прослеживаемости товаров под переработкой признаются операции, при которых перерабатываемый товар становится неотделимой (неотъемлемой) частью готового товара, а также изменяется код ТН ВЭД ЕАЭС на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.
По вопросу приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости, подотчетным лицом сообщаем следующее.
При приобретении организацией товара через подотчетное лицо на указанное лицо оформляется доверенность. Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 и пункта 1.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) продавец товаров, подлежащих прослеживаемости, поскольку подотчетное лицо выступает от имени организации, обязан оформить в адрес организации электронный счет-фактуру с реквизитами прослеживаемости.
Вместе с тем, в случае, когда подотчетное лицо не заявляет о себе как о представителе организации (не имеет доверенности), приобретение товара оформляется в порядке, предусмотренном для договора розничной купли-продажи.
В соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Статьей 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.
Во втором случае в силу положений подпункта "в" пункта 4 Постановления для продавца операция реализации товара физическому лицу для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, является прекращением прослеживаемости товара.
Однако ситуация приобретения товара подотчетным лицом в интересах организации не является основанием прекращения прослеживаемости товара.
В этой связи для возможности соблюдения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров и корректного оформления продавцом товаров, подлежащих прослеживаемости, документов организации, приобретающей товары через подотчетное лицо, покупатель в соответствии со статьей 169 НК РФ должен обеспечить получение электронного счета-фактуры по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
таможенной политики и регулирования
алкогольного рынка
Н.А.ЗОЛКИН