<Письмо> Минфина России от 27.03.2020 N 24-06-08/24649
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2020 г. N 24-06-08/24649
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В НЕРАБОЧИЕ ДНИ
Минфин России в связи с изданием в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (далее - Указ) и поступлением дополнительных вопросов участников контрактной системы в дополнение к письму от 26 марта 2020 г. N 24-06-08/24077 настоящим сообщает следующее.
1. Согласно положениям части 3 статьи 54.6, пункта 3 части 5 статьи 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, дата проведения электронного аукциона приходятся на нерабочий день, день проведения таких процедуры, аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Учитывая изложенное, такой перенос (с учетом изложенного в подпункте 2 пункта 1 письма Минфина России от 26 марта 2020 г. N 24-06-08/24077) осуществляется операторами электронных площадок автоматически (с использованием электронных площадок) без дополнительных действий заказчиков, уполномоченных органов или уполномоченных учреждений (далее - заказчик).
При этом согласно части 2 статьи 54.7, части 5 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе обусловлен выполнением предыдущего действия (направление заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, размещение на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона).
Таким образом, учитывая, что проведение процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, процедуры электронного аукциона и рассмотрение вышеуказанных вторых частей заявок являются последовательно совершаемыми взаимосвязанными действиями, заказчики в связи с вышеуказанным автоматическим переносом дат проведения процедур подачи окончательных предложений о цене контракта, электронного аукциона не осуществляют внесение изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части переноса срока рассмотрения вторых частей заявок, не осуществляют действия на электронной площадке по переносу срока рассмотрения вторых частей заявок.
При этом рассмотрение в связи с вышеизложенным вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не в день, указанный в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 52.2 Закона N 44-ФЗ, не содержит признаков нарушения положений Закона N 44-ФЗ, поскольку положения статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ, регулирующей порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не устанавливают взаимосвязь между сроком рассмотрения таких вторых частей и датой, указанной в извещении о проведении такого конкурса.
2. Согласно части 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 указанной статьи.
Частью 11 статьи 45 Закона N 44-ФЗ установлено, что банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, включает указанные в части 9 указанной статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.
Принимая во внимание определенные Указом нерабочие дни, участникам закупок рекомендуется учесть возможное увеличение срока получения банковских гарантий и срок последующего включения информации о такой гарантии в реестр банковских гарантий в указанный период. При этом Минфин России информирует также об имеющейся возможности предоставления обеспечения в виде денежных средств.
Учитывая изложенное, Минфин России настоящим рекомендует банкам, включенным в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, обеспечить включение информации и документов в реестр банковских гарантий в возможно короткий срок, близкий к началу течения срока, предусмотренного частью 11 статьи 45 Закона N 44-ФЗ.
3. Согласно положениям статьи 44 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур участник закупки вправе предоставить обеспечение заявки на участие в закупке в виде денежных средств, вносимых на специальный счет участника закупки, открытом в банке, путем их блокирования на основании информации, получаемой банком от оператора электронной площадки.
Информационное взаимодействие таких банков и операторов осуществляется исключительно в электронной форме в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626, а также требованиями к порядку такого взаимодействия, предусмотренными соглашением о функционировании электронной площадки в соответствии с подпунктом "и" пункта 29 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656.
Так, пунктом 4.1 типового соглашения о взаимодействии между оператором электронной площадки и банком, являющегося приложением N 1 к соглашению о функционировании электронной площадки, предусмотрена обязанность сторон обеспечить круглосуточный (без выходных, нерабочих праздничных дней) обмен информацией и документами.
Таким образом, в период нерабочих дней, определенных Указом, информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме, в связи с чем предусмотренное Законом N 44-ФЗ блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок, в том числе в связи с подачей в период нерабочих дней, определенных Указом, заявок на участие в закупках, осуществляется в обычном режиме и без изменения предусмотренных Законом N 44-ФЗ сроков таких блокирования, прекращения блокирования.
4. Согласно части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе в сфере закупок.
Принимая во внимание, что последний день срока размещения такого отчета приходится на нерабочий день, определенный Указом, и учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, такой отчет может быть размещен в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.
5. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Минфин России считает возможным сообщить следующее.
Закон N 223-ФЗ также устанавливает требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни. В частности, исключительно в рабочих днях исчисляются (определяются) сроки размещения извещения о проведении запроса котировок, запроса предложений, запроса предложений в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), запроса котировок в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства) (части 21, 23 статьи 3.2, пункты 3 и 4 части 3 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ соответственно).
Учитывая изложенное, неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также установленный статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации запрет работы (за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом) в нерабочие дни:
1) в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 223-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на определенные Указом нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 223-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 223-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных Указом;
2) иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные Указом, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день;
3) заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, издание Указа в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации (то есть, в том числе в связи с распространением такой инфекции), - обстоятельство непреодолимой силы (письмо Минфина России от 19 марта 2020 г. N 24-06-06/21324).
6. По информации, представленной Федеральным казначейством, обновление единой информационной системы в сфере закупок до версии 10.1 будет осуществлено Федеральным казначейством с 23-00 (по московскому времени) 10 апреля 2020 г. до 15-00 (по московскому времени) 12 апреля 2020 г. О составе доработок в указанной версии Федеральное казначейство сообщит дополнительно.
А.М.ЛАВРОВ