Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104212

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 декабря 2021 г. N 24-03-08/104212

О НАПРАВЛЕНИИ

ИНФОРМАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК

В связи с поступающими вопросами участников контрактной системы о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе с учетом вступающих в силу положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ), Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает позицию по следующим отдельным вопросам.

1. О контроле в сфере закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых с использованием механизмов "электронного магазина" в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Закупки, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, проводятся в установленном порядке с использованием механизмов "электронного магазина" на электронных площадках.

Главой 6 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность участников закупок обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля при осуществлении закупок в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе заказчика, оператора такой электронной площадки, как в действующей редакции Закона N 44-ФЗ, так и в редакции Закона N 360-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2022 г.

В случае такого обжалования контрольный орган в сфере закупок на основании поступившей жалобы осуществляет рассмотрение ее доводов и проводит внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.

В отношении иных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию) без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, специальные положения об их обжаловании в соответствии с главой 6 Закона N 44-ФЗ не предусмотрены (как в действующей редакции Закона N 44-ФЗ, так и в редакции Закона N 360-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2022 г.).

Вместе с тем вне зависимости от наличия механизма обжалования контрольные органы в сфере закупок уполномочены проводить внеплановые проверки таких закупок (осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ) на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, то есть в том числе при получении заявления, сообщения физического или юридического лица.

Применение заказчиком информационной системы, обеспечивающей автоматизацию таких закупок, не препятствует контрольному органу в сфере закупок в проведении внеплановой проверки в отношении такого заказчика, являющегося субъектом контроля, с принятием решения по существу заявления, сообщения и выдачей при необходимости предписания для устранения выявленных нарушений.

2. Об участии членов комиссии по осуществлению закупок в заседании такой комиссии с использованием систем видео-конференц-связи.

Частью 8 статьи 39 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ с 1 января 2022 г. вводится возможность участия членов комиссии по осуществлению закупок (далее - комиссия) в ее заседаниях с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Положения Закона N 44-ФЗ не устанавливают специальных требований к программным и технологическим средствам систем видео-конференц-связи, а также конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которых допускается использование таких систем, - в связи с чем для участия в заседаниях комиссии по общему правилу могут использоваться любые имеющиеся системы видео-конференц-связи вне зависимости от применяемого заказчиком конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом использование таких систем допускается с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, то есть:

если при проведении заседания комиссии предполагается ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, то система видео-конференц-связи должна обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, обеспечивающих в установленном порядке защиту таких сведений;

если при проведении заседания комиссии ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, не осуществляется, то, как указано выше, может использоваться любая система видео-конференц-связи.

3. О привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Согласно положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При осуществлении централизованных закупок:

порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ (часть 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ);

к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок (часть 11 статьи 26 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения подлежат административной ответственности в отношении действий, осуществляемых в соответствии с имеющимися полномочиями (определенными в соответствии с решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ), образующими их служебные обязанности.

В этой связи, например, если уполномоченный орган, уполномоченное учреждение не осуществляют определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, поскольку указанное в силу распределения полномочий осуществляется заказчиком, - административной ответственности за совершение нарушений при таком определении и обосновании подлежат непосредственно те должностные лица, в служебные обязанности которых входят такие определение и обоснование, то есть в рассматриваемом примере - должностные лица заказчика, а не уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.

Дополнительно следует отметить следующее:

положения частей 1 и 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2022 г., не оказывают влияния на вышеуказанную конструкцию, поскольку факт размещения (включая подписания усиленной электронной подписью) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, в том числе содержащего электронные документы в качестве приложений (например, касающиеся обоснования начальной (максимальной) цены контракта, составленного заказчиком), не означает, что должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения стало подлежать в этой связи административной ответственности за совершение нарушений при составлении заказчиком такого обоснования;

конструкция части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ допускает формирование указанных в ней электронных документов не только лицом, которое в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ осуществляет формирование, подписание и размещение (с приложением указанных электронных документов) в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки. Так, вышеуказанная часть 2 не содержит положения о том, что электронные документы формируются тем лицом, которое в соответствии с частью 1 указанной статьи формирует, подписывает и размещает извещение об осуществлении закупки.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Директор Департамента

Т.П.ДЕМИДОВА

Другие документы по теме
"О порядке и сроках представления первичных документов и информации при завершении финансового года"
"О направлении информации" (вместе с "Порядком проведения всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2021/2022 учебном году", "Планом-графиком проведения всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2021/2022 учебном году")
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года> (вместе с "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2021 года", "Индексами изменения сметной стоимости по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2021 года", "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства "Электрификация железных дорог" и "Железные дороги", на IV квартал 2021 года", "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, определяемых с применением отраслевой сметно-нормативной базы на IV квартал 2021 года", "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов (линейная часть, резервуарные парки) и сооружений, участвующих в технологическом процессе транспорта нефти и нефтепродуктов (площадочные объекты), на IV квартал 2021 года", "Индексами изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам использования атомной энергии, определяемых с применением федеральных единичных расценок, на IV квартал 2021 года", "Индексами изменения сметной стоимости по элементам прямых затрат по объектам использования атомной энергии, определяемых с применением федеральных единичных расценок, на IV квартал 2021 года")
"О деятельности управляющей компании паевого инвестиционного фонда"
Ошибка на сайте