<Письмо> Минфина России от 21.07.2017 N 09-05-02/47219
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2017 г. N 09-05-02/47219
Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, направленные в том числе на совершенствование порядка предоставления средств из федерального бюджета государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям (далее - корпорации (компании), а также иным юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и унитарными предприятиями.
Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и исполнения федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части расходов на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам рекомендует руководствоваться следующим.
I. О новых способах осуществления расходов федерального
бюджета на цели капитальных вложений
Федеральным законом N 178-ФЗ введены следующие новые способы осуществления расходов федерального бюджета на цели капитальных вложений:
- предоставление субсидий юридическим лицам, сто процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации (далее - общества со стопроцентным госучастием), на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества (далее - субсидии обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения);
- передача федеральными государственными органами своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов корпорациям (компаниям), а также юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат Российской Федерации (далее - общества с госучастием).
1. Предоставление субсидий обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения осуществляется в соответствии с решениями, которые принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке (пункт 8 статьи 78 Кодекса).
В порядке принятия решений о предоставлении таких субсидий будут определены в том числе требования к их содержанию, срокам подготовки, порядку согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также информация и документы, которые представляются на согласование одновременно с проектами указанных решений.
Согласно пункту 8 статьи 78 Кодекса Правительством Российской Федерации устанавливается также порядок предоставления субсидий обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления.
Поскольку указанный порядок будет единым для всех предоставляемых из федерального бюджета субсидий обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения, разработка главными распорядителями средств федерального бюджета указанных порядков дифференцированно по сферам деятельности и (или) юридическим лицам (группам юридических лиц) не требуется.
Федеральным законом N 178-ФЗ также предусмотрено требование о включении в договор (соглашение) о предоставлении из федерального бюджета субсидии обществу со стопроцентным госучастием следующих условий:
- обязанность получателя субсидии осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе);
- положение о возврате в федеральный бюджет остатка субсидии, не использованной в отчетном финансовом году, если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году (данное условие не предусматривается, если предоставление субсидии осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является субсидия).
При этом в силу положений части 2 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ вышеуказанное условие об осуществлении получателем субсидии закупок в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, не применяется:
- к договорам, заключенным до 1 января 2018 года;
- к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2018 года.
Пунктом 8 статьи 78 Кодекса предусматривается, что после осуществления обществом со стопроцентным госучастием капитальных вложений за счет предоставленной из федерального бюджета субсидии уставный капитал общества подлежит увеличению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставный капитал общества со стопроцентным госучастием подлежит увеличению в объеме, соответствующем отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, который представляется обществом соответствующему получателю средств федерального бюджета.
Применение указанного способа осуществления расходов федерального бюджета рекомендуется в качестве альтернативы бюджетным инвестициям в уставные капиталы юридических лиц, в случае если сто процентов акций таких юридических лиц принадлежит Российской Федерации. Его применение позволяет:
- избежать образования остатков средств, предоставляемых обществам со стопроцентным госучастием из федерального бюджета, с использованием механизма предоставления субсидий в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии ("под фактическую потребность");
- обеспечить контроль использования средств, предоставляемых из федерального бюджета, и применять гибкий механизм возврата указанных средств, в том числе в связи с нарушением получателем субсидии целей и условий ее предоставления;
- избежать на этапе исполнения федерального бюджета длительных по срокам корпоративных процедур, связанных с эмиссией и размещением дополнительных акций акционерных обществ.
2. Осуществление бюджетных инвестиций путем передачи полномочий государственного заказчика корпорации (компании) или обществу с госучастием осуществляются в соответствии с решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, которые принимаются в определенном Правительством Российской Федерации порядке.
Передача полномочий государственного заказчика осуществляется на основании соглашения, которое заключается между федеральным государственным органом, передающим полномочия государственного заказчика, и корпорацией (компанией) или обществом с госучастием на условиях, определенных в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Кодекса.
При передаче указанных полномочий все операции в рамках переданных полномочий государственного заказчика осуществляются корпорацией (компанией) или обществом с госучастием от лица федерального государственного органа, передавшего данные полномочия, включая:
- представление в орган Федерального казначейства информации и документов, необходимых для открытия органу, передавшему полномочия государственного заказчика, лицевого счета, предназначенного для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. N 21н;
- планирование закупок, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), заключение и исполнение государственных контрактов в порядке, определенном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- формирование в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов для включения сведений о государственном контракте в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084;
- представление в орган Федерального казначейства информации и документов, необходимых для учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по заключенным государственным контрактам, в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 30 декабря 2015 г. N 221н;
- представление в орган Федерального казначейства информации и документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета по оплате заключенных государственных контрактов в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 17 ноября 2016 г. N 213н;
- ведение бюджетного учета, составление и представление органу, передавшему полномочия государственного заказчика, бюджетной отчетности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.
Объект капитального строительства, созданный в результате осуществления бюджетных инвестиций путем передачи полномочий государственного заказчика корпорации (компании) или обществу с госучастием, подлежит оформлению в государственную собственность Российской Федерации.
В случае передачи полномочий государственного заказчика обществу с госучастием созданный в результате осуществления бюджетных инвестиций объект капитального строительства подлежит последующей передаче в качестве вклада в уставный (складочный) капитал общества с оформлением права государственной собственности Российской Федерации на эквивалентную часть его уставного (складочного) капитала в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Денежная оценка объекта капитального строительства, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, производится в порядке, предусмотренном статьями 34 и 77 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Денежная оценка объекта капитального строительства, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, производится в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В случае передачи полномочий государственного заказчика корпорации (компании) созданный в результате осуществления бюджетных инвестиций объект капитального строительства подлежит закреплению в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за федеральным государственным учреждением или унитарным предприятием.
При этом объект капитального строительства, созданный в результате осуществления бюджетных инвестиций, в случае, предусмотренном решением (нормативным правовым актом) о подготовке и реализации данных бюджетных инвестиций, в соответствии с условиями договора о передаче полномочий государственного заказчика может быть передан корпорации (компании) в качестве имущественного взноса Российской Федерации с прекращением права оперативного управления федерального государственного учреждения или унитарного предприятия на указанный объект капитального строительства.
Применение данного способа осуществления расходов федерального бюджета рекомендуется в качестве альтернативы бюджетным инвестициям в уставные капиталы обществ с госучастием вне зависимости от размера доли Российской Федерации в его уставном (складочном) капитале. Его применение позволяет:
- избежать образования остатков средств на счетах обществ с госучастием, имея в виду, что внесение вклада в уставный (складочный) капитал общества в данном случае осуществляется не денежными средствами, а созданным в результате осуществления бюджетных инвестиций объектом капитального строительства;
- усилить контроль осуществления расходов федерального бюджета, учитывая, что общество с госучастием при осуществлении бюджетных инвестиций действует от имени федерального государственного органа, передавшего ему полномочия государственного заказчика;
- не прибегать к механизму возврата остатков средств, предоставляемых из федерального бюджета;
- избежать на этапе исполнения федерального бюджета длительных по срокам корпоративных процедур, связанных с эмиссией и размещением дополнительных акций акционерных обществ.
II. Об особенностях предоставления субсидий
корпорациям (компаниям)
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 78.3 Кодекса виды субсидий, которые предоставляются из федерального бюджета корпорациям (компаниям), классифицируются в зависимости от целей их предоставления:
- в виде имущественного взноса Российской Федерации;
- на осуществление государственных полномочий (функций), возложенных на них федеральными законами о создании государственных корпораций (компаний) либо федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний (далее - субсидии на выполнение возложенных на корпорации (компании) полномочий);
- на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в собственности корпораций (компаний), и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях последующего предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ корпораций (компаний) первого или второго (через интегрированную структуру) уровней кооперации (далее - дочерние организации) на капитальные вложения в объекты капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в собственности таких дочерних организаций, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества (далее - субсидии корпорациям (компаниям) на капитальные вложения);
- на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление.
1.1. К субсидиям, предоставляемым корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса Российской Федерации, относятся субсидии из федерального бюджета, направляемые на формирование имущества корпораций (компаний) в соответствии с положениями федеральных законов, предусматривающих создание государственных корпораций (компаний), а также Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.2. К субсидиям на выполнение возложенных на корпорации (компании) полномочий относятся субсидии, предоставляемые:
- Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" на выполнение государственных полномочий и функций, предусмотренных соответственно Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";
- Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, переданными (подлежащими передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- иным корпорациям (компаниям) в случае, если на указанные корпорации (компании) федеральными законами или иными нормативными правовыми актами об их создании возложены государственные полномочия (функции), в том числе по оказанию государственных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
1.3. Субсидии корпорациям (компаниям) на капитальные вложения предоставляются в том числе в виде имущественного взноса Российской Федерации, в соответствии с решениями, которые принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке.
В порядке принятия решений о предоставлении таких субсидий будут определены в том числе требования к их содержанию, срокам подготовки, порядку согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также информация и документы, которые представляются на согласование одновременно с проектами указанных решений.
Для перехода на новый порядок предоставления субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ устанавливает особенности предоставления таких субсидий в 2018 году.
В этой связи главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проекты решений о предоставлении субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения до 1 января 2018 года, если Правительством Российской Федерации в рамках вышеуказанных особенностей предоставления субсидий не будет определен иной срок.
1.4. Субсидии на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление, предоставляются Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Согласно положениям Федерального закона N 178-ФЗ субсидии корпорациям (компаниям) утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете в качестве отдельного приложения к нему с указанием корпорации (компании), объема и цели предоставляемой субсидии (пункт 5 статьи 78.3 Кодекса).
Исключения предусмотрены в отношении субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в целях использования которых положениями статьи 217 Кодекса установлено основание для перераспределения бюджетных ассигнований путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
В иных случаях изменение объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий корпорациям (компаниям), предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, осуществляется путем внесения изменений в указанный федеральный закон.
3. Предоставление субсидий корпорациям (компаниям) осуществляются в соответствии с правилами предоставления субсидий, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом Федеральный закон N 178-ФЗ содержит требования к правилам предоставления субсидий корпорациям (компаниям), а также переходную норму о распространении этих требований на правоотношения, возникающие с 1 января 2018 года.
В этой связи рекомендуется федеральным органам исполнительной власти обеспечить до 1 января 2018 года приведение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления субсидий корпорациям (компаниям), в соответствии с положениями Федерального закона N 178-ФЗ. При этом учитывая, что для субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения Правительством Российской Федерации будет установлен единый порядок их предоставления, потребуется признать утратившими силу действующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие правила предоставления таких субсидий.
4. Пунктом 8 статьи 78.3 Кодекса устанавливаются следующие условия предоставления субсидий корпорациям (компаниям):
- соблюдение корпорациями (компанией) и (или) их дочерними организациями при осуществлении закупок, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, предоставленные на капитальные вложения, положений, установленных законодательством о контрактной системе;
- запрет на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления этих средств, определенных:
при предоставлении субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения - решениями о предоставлении соответствующих субсидий корпорациям (компаниям), принимаемым в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке;
при предоставлении иных субсидий корпорациям (компаниям) - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими правила предоставления соответствующих субсидий корпорациям (компаниям);
- отсутствие у корпораций (компаний) и (или) их дочерних организаций на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключаются соглашения о предоставлении субсидий, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ условие о соблюдении корпорациями (компаниями) и (или) их дочерними организациями положений, установленных законодательством о контрактной системе, при закупках за счет полученных средств не применяется:
- к договорам, заключаемым до 1 января 2018 года;
- к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2018 года;
- к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 года утверждена в установленном порядке проектная документация и до 1 января 2018 года заключены договоры, предметом которых является строительство (реконструкция) указанных объектов.
Кроме того, Федеральный закон N 178-ФЗ устанавливает обязательные требования, подлежащие включению в соглашения о предоставлении субсидий корпорациям (компаниям), определенные пунктом 9 статьи 78.3 Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 78.3 Кодекса в случае, если субсидия предоставляется корпорации (компании) для последующего предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы (безвозмездных вкладов в имущество) ее дочерних организаций, нормативные правовые акты, регулирующие правила предоставления таких субсидий, должны содержать порядок, сроки и условия предоставления указанных взносов (вкладов).
В частности, рекомендуется предусматривать в данных нормативных правовых актах дополнительные требования к договорам о предоставлении таких субсидий, а также требования к договорам о предоставлении взносов (вкладов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
III. Особенности предоставления бюджетных инвестиций
в уставные (складочные) капиталы юридических лиц
При планировании бюджетных ассигнований и исполнении федерального бюджета по расходам на предоставление бюджетных инвестиций в уставные капиталы юридических лиц, в том числе для последующего предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы их дочерних обществ на капитальные вложения в объекты капитального строительства собственности таких дочерних обществ и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества (далее - бюджетные инвестиции вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения), рекомендуется учитывать следующее.
1. Согласно положениям Федерального закона N 178-ФЗ предоставление из федерального бюджета бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке (абзац второй пункта 1 статьи 80 Кодекса).
В порядке принятия решений о предоставлении таких бюджетных инвестиций будут определены в том числе требования к их содержанию, срокам подготовки, порядку согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также информация и документы, которые представляются на согласование одновременно с проектами указанных решений.
В целях перехода на новый порядок предоставления бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ устанавливает особенности предоставления указанных бюджетных инвестиций в 2018 году.
В этой связи главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проекты решений о предоставлении бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения до 1 января 2018 года, если Правительством Российской Федерации в рамках вышеуказанных особенностей предоставления бюджетных инвестиций не будет определен иной срок.
2. Согласно положениям пункта 2 статьи 80 Кодекса бюджетные инвестиции в уставные (складочные) капиталы юридических лиц из федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете в качестве отдельного приложения к данному федеральному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.
Исключения предусмотрены в отношении бюджетных инвестиций, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в целях использования которых положениями статьи 217 Кодекса установлено основание для перераспределения бюджетных ассигнований путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
В иных случаях изменение объемов бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, осуществляется путем внесения изменений в указанный федеральный закон.
IV. Об учете субсидий и бюджетных инвестиций
юридическим лицам в федеральной адресной инвестиционной
программе (далее - ФАИП)
Федеральным законом расширен состав расходов федерального бюджета, подлежащих осуществлению в соответствии с ФАИП:
- субсидии обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения;
- бюджетные инвестиции вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения;
- субсидии корпорациям (компаниям) на капитальные вложения.
Исключения из данного требования устанавливаются в отношении объектов, строительство (реконструкция) или приобретение которых осуществляется:
- за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
- за счет субсидии на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
- за пределами территории Российской Федерации.
Федеральным законом N 178-ФЗ предусмотрены следующие особенности учета вышеуказанных расходов федерального бюджета в ФАИП в переходный период:
1. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ требование об учете в ФАИП субсидий корпорациям (компаниям) и бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам не применяется в отношении объектов капитального строительства, на которые соблюдаются одновременно следующие условия:
- до 1 января 2017 года утверждена проектная документация;
- до 1 января 2018 года заключены договоры, предметами которых является строительство и (или) реконструкция указанных объектов.
2. В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает особенности учета субсидий корпорациям (компаниям) и бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам в ФАИП на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В рамках данных особенностей планируется, в частности, предоставить возможность обеспечить в 2018 году учет в ФАИП указанных субсидий и бюджетных инвестиций с последующим принятием необходимых решений (нормативных правовых актов) об их предоставлении.
V. Об отражении субсидий и бюджетных инвестиций юридическим
лицам в бюджетной классификации Российской Федерации
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания), отражение расходов федерального бюджета на предоставление субсидий корпорациям (компаниям) осуществляется по следующим кодам элементов подгруппы видов расходов 820 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям)" бюджетной классификации Российской Федерации:
- при предоставлении субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации, за исключением субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения, - 822 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на иные цели, не связанные с капитальными вложениями";
- при предоставлении субсидий на выполнение возложенных на корпорации (компании) полномочий - 823 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям) на выполнение возложенных на них государственных полномочий";
- при предоставлении субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения - 821 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений в объекты государственных корпораций (компаний)" и 825 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений в объекты дочерних обществ";
- при предоставлении субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление, - 824 "Субсидии государственным корпорациям (компаниям) на иные цели".
Если при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации федеральными государственными органами переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от лица указанных органов корпорациям (компаниям) или обществам с госучастием расходы федерального бюджета в рамках переданных полномочий подлежат согласно Указаниям отражению по кодам элементов 413 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа" и 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" подгруппы видов расходов 410 "Бюджетные инвестиции" бюджетной классификации Российской Федерации.
Отражение расходов федерального бюджета по предоставлению бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения в соответствии с Указаниями осуществляется по коду элемента 453 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ" подгруппы видов расходов 450 "Бюджетные инвестиции" бюджетной классификации Российской Федерации.
Проектом приказа Минфина России "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" для отражения расходов федерального бюджета по предоставлению субсидий обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения в рамках агрегированного кода подгруппы 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" бюджетной классификации Российской Федерации предусмотрен код элемента 815 "Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества".
VI. Об особенностях планирования бюджетных
ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов по расходам на предоставление субсидий и бюджетных
инвестиций в уставные капиталы юридических лиц на цели
капитальных вложений
При планировании бюджетных ассигнований на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций в уставные капиталы юридических лиц на цели капитальных вложений необходимо руководствоваться положениями Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 3 июля 2017 г. N 107н), с учетом следующих особенностей.
Представление главными распорядителями средств федерального бюджета возвратных распределений указанных бюджетных ассигнований осуществляется путем заполнения следующих форм обоснований бюджетных ассигнований:
- для бюджетных ассигнований на предоставление субсидий обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения - "Обоснования бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации (капитальные вложения)" (форма по ОКУД 0505193) (далее - ОБАС на капитальные вложения, форма по ОКУД 0505193);
- для бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации путем передачи полномочий государственного заказчика корпорациям (компаниям) и обществам с госучастием - ОБАС на капитальные вложения, форма по ОКУД 0505193;
- для субсидий корпорациям (компаниями) на капитальные вложения - "Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений" (форма по ОКУД 0505108);
- для бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения - ОБАС на капитальные вложения, форма по ОКУД 0505193.
Статьей 174.2 Кодекса установлено, что планирование бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации осуществляется на основании нормативных правовых актов, обуславливающих состав и (или) объем данных расходных обязательств, к которым относятся, в частности:
- решения о предоставлении субсидий обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения (абзац второй пункта 8 статьи 78 Кодекса);
- решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, в том числе с передачей полномочий государственного заказчика корпорациям (компаниям) и обществам с госучастием (пункты 1 - 3 и 41 статьи 79 Кодекса);
- решения о предоставлении субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения (пункт 2 статьи 78.3 Кодекса);
- решения о предоставлении бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения (абзац второй пункта 1 статьи 80 Кодекса).
Для обеспечения соблюдения данного требования на этапе бюджетного планирования главные распорядители средств федерального бюджета указывают данные нормативные правовые акты (проекты актов), являющиеся правовыми основаниями возникновения расходных обязательств, при составлении и представлении реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета, и при формировании обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений (форма по ОКУД 0505108) в случае наличия в акте (проекте акта) порядка расчета объемов бюджетных ассигнований на предоставление указанных субсидий.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 178-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает особенности учета субсидий корпорациям (компаниям) и бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам в ФАИП на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также особенности предоставления указанных субсидий и бюджетных инвестиций в 2018 году.
В рамках данных особенностей планируется предусмотреть предельный срок для утверждения решений (нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации) о предоставлении данных субсидий и бюджетных инвестиций.
Таким образом, при планировании бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по расходам на предоставление субсидий корпорациям (компаниям) и бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения наличие вышеуказанных решений не требуется.
В качестве нормативного правового акта, являющегося правовым основанием возникновения расходных обязательств по предоставлению субсидий корпорациям (компаниям) и бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения, указывается нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий особенности предоставления таких субсидий и бюджетных инвестиций в 2018 году.
VII. О возможности принятия долгосрочных расходных
обязательств по предоставлению субсидий юридическим лицам
Пунктом 9 статьи 78 и пунктом 11 статьи 78.3 Кодекса вводятся основания для заключения договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениями) на срок, превышающий срок действия соответствующих лимитов бюджетных обязательств (в дополнение к аналогичным основаниям, установленным в настоящее время для концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве).
Данные основания распространяются на договоры (соглашения), предметами которых является предоставление из федерального бюджета субсидий:
- юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям) в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- обществам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения;
- корпорациям (компаниям), в том числе на капитальные вложения.
Согласно положениям Федерального закона N 178-ФЗ договоры (соглашения) о предоставлении указанных субсидий могут заключаться на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств:
- для субсидий, предоставляемых корпорациям (компаниям) на капитальные вложения, - в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели решениями о предоставлении указанных субсидий, которые принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке;
- для иных субсидий, предоставляемых юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям), - в случаях, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в определяемом Правительством Российской Федерации порядке.
Отмечается, что вводимые основания применяются к договорам (соглашениям), предусматривающим возникновение расходных обязательств федерального бюджета, подлежащих исполнению за пределами планового периода.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 219 Кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, для заключения "долгосрочных" (выходящих за период бюджетного планирования) договоров (соглашений), условиями которых предусматривается предоставление субсидий юридическим лицам в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств, принятие вышеуказанных решений не требуется.
VIII. О проектах нормативных правовых актов, необходимых
для реализации положений Федерального закона N 178-ФЗ
Для реализации положений Федерального закона N 178-ФЗ требуется принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих в том числе:
- правила принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения;
- правила предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам со стопроцентным госучастием на капитальные вложения;
- правила принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения;
- правила предоставления из федерального бюджета субсидий корпорациям (компаниям) на капитальные вложения;
- правила принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций вертикально интегрированным структурам на капитальные вложения;
- правила принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям) на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств.
Также потребуется внесение изменений в том числе в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
- Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 13;
- Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 324;
- Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716;
- Требования к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190.
Проекты необходимых для реализации положений Федерального закона N 178-ФЗ нормативных правовых актов, ответственным за подготовку которых является Министерство финансов Российской Федерации, разработаны и в настоящее время проходят процедуру межведомственного согласования.
Указанные проекты нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рубрике: "Деятельность//Бюджет//Федеральный бюджет//Акты, необходимые для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период//".
А.М.ЛАВРОВ